Москино AV: Ман Рэй




Ман Рэй (1890 – 1976), он же Эммануэль Радницкий, родился в Америке и с юных лет занимался живописью. Переехав в Париж в 1921 году, познакомился через своего друга Марселя Дюшана с дадаистами и сюрреалистами и стал проводить много времени и с теми, и с другими. Настоящую известность и возможность заработка Рэю принесла фотография — модернистская манера съемки сделала его одним из самых востребованных фотохудожников своего времени. Пикассо, Дали, Джойс, Кокто, Хемингуэй, Матисс — лишь несколько героев, с которыми он дружил и которых снимал. Кроме того, Рэй занимался экспериментальным кино, впрочем, считая это лишь развлечением. Сейчас его фильмы считаются классикой сюрреализма наряду с «Андалузским псом» Бунюэля и Дали.




Оставьте меня в покое. 1927. 13 мин. Франция. Реж. Ман Рэй
Композиторы — Анна Гейн, Татьяна Прокофьева. Куратор — Flaty.


Сам Рэй утверждал, что этот фильм «оптический», то есть сделан исключительно ради потехи взора, и никакого сюжета в нем нет. Важнее для него были абстрактные формы, снятые в кривых зеркалах, и сверкающие кристаллы, а единственный титр за весь фильм гласит «Причина такого сумасбродства». Оригинальное название “Emak Bakia” режиссер позаимствовал у виллы в стране басков, где снимал часть фильма. В финале появляется Кики с Монпарнаса, натурщица и модель сюрреалистов и подруга Рэя, написавшая скандальные мемуары о Париже 20-х.

Анна Гейн: «Я очень люблю немое кино. В детстве мне постоянно включали фильмы Чарли Чаплина и я смотрела их без остановки, дома у нас была практически вся коллекция его работ. «Огни Большого Города» — первый такой фильм, который я увидела и именно с него началось моё увлечение данным видом кинематографа».

Татьяна Прокофьева: «Я люблю немое кино за то, что ты всегда остаешься на 100 процентов вовлеченным в происходящее, ведь примерно 40 процентов всех смыслов и интерпретаций остаются в твоей голове. В этом плане, кстати, работать с лентами Ман Рэя было еще интереснее. Эти фильмы сбивают с толку больше обычного, они скорее визуальная поэзия, переплетение идей и образов похожих на смутный сон.»

Анна Гейн, Татьяна Прокофьева: «Начинать работу над этой озвучкой было сложновато, потому что «Оставьте меня в покое» — очень дробный, хаотичный и абстрактный с точки зрения повествования фильм. Мы долго не понимали, с какой стороны к нему подойти, но в то же время именно это в нем нас и цепляло. Стало понятно, что идеи бессистемности и контрастности — это именно то, что нужно развивать, в том числе, и с нашей стороны. Нужно не бояться быть разноголосыми, звучать странно, сбивчиво и непонятно. После чего дело было за процессом, здесь уже детальнее разобрались, что работать нужно одновременно с ритмичными фактурами и тональными модуляциями, шумом и тишиной, экспериментировать с синтезом и многослойностью. В итоге получили то, что и хотели: нуаровый, очень наполненный звуковой ряд.»




Морская звезда. 1928. 21 мин. Франция. Реж. Ман Рэй
Композиторы — Элина Большенкова, Диана Романова. Куратор — Никита Бугаев.


Мужчина и женщина поднимаются в спальню. Она раздевается и ложится на кровать; он колеблется и уходит. Затем он встречает ее на улице, но она уже с другим. Экранизация стихотворения поэта Робера Десноса, друга Рэя. С обнаженной натурой режиссеру пришлось пойти на хитрости, чтобы избежать проблем с цензурой — он сделал так, что кадры стали похожи на карандашный набросок. В роли дамы вновь снялась Кики с Монпарнаса.

Диана Романова, Элина Большенкова: «Озвучивание немого кино — это всегда приключение. Свобода по-своему интерпретировать материал и выбирать инструментарий из широкого спектра восхитительна, но отсутствие дополнительных опор в виде диалогов или интершума поначалу ставит в тупик. «Морская звезда» — не первый просмотренный нами фильм Мана Рэя. Его кино достаточно сложно устроено, поэтому работа над озвучкой обещала быть интересной. Сюрреалистические приёмы здесь использованы необычно — они искажают и остраняют развитие взаимоотношений между героями. Такой подход создаёт особую интонацию; зритель путается во множественных смещениях и сбивается с толку, и чем дальше, тем менее стройным и логичным становится сюжет. Пересмотрев фильм несколько раз, мы определили, что он повествует о страхе перед красотой, и потому сознательно пытались передать мрачную, неестественную атмосферу и ощущение клаустрофобического пространства. В течение работы над проектом мы стремились выходить из зоны комфорта, расширяли свой инструментарий, пробовали новые методы создания и обработки звука (гранулярный и таблично-волновой синтез, нелинейные методы секвенции, манипуляции с шумовыми текстурами), благодаря чему процесс оказался захватывающим от начала и до конца».




Мистерия замка костей. 1929. 27 мин. Франция. Реж. Ман Рэй
Композиторы — Полина Малишевская, Арина Харт, Ольга Шумилова. Куратор — Стас Шарифуллин.


Двое мужчин с чулками на головах решают отправиться в путешествие. Приехав на машине в замок, они играют на лужайке с другими гостями в огромные кости, делают гимнастические упражнения и купаются в бассейне. В финале появляется фраза: «Бросок костей не исключает случайность». Во время работы над фильмом виконт де Ноайе, любезно предложивший Рэю свой замок для съемок, чуть не захлебнулся — когда он прыгнул в бассейн, мокрый чулок набрал воды и не давал ему дышать.

Полина Малишевская, Арина Харт, Ольга Шумилова: «Ман Рэй был известен нам до этого в первую очередь как фотограф, а не как режиссер, а наше отношение к немому кино немного разнилось: кто-то интересовался им ранее, кто-то относился с большей холодностью. Фильм «Мистерия замка костей» нас приятно удивил. Это самый настоящий киноавангард: этот жанр всегда подразумевает какую-то загадку, бесконечное количество символов и отсылок, что, в свою очередь, рождает огромное количество ассоциаций и идей по тому, как можно создать совершенно новое звучание. Видеоряд действительно полон загадочности, в нем уживалось ощущение тревоги, саспенса и даже комичности и трогательности. Это сделало задачу, поставленную перед нами, еще более интересной: как же поймать этот баланс между ощущением тревожности, мистики и ощущением, что все происходящее несет какой-то оттенок забавности? Мы сошлись на том, что «Мистерия замка костей» напоминает нам шедевры немецкого экспрессионизма и самые первые фильмы ужасов, наметили примерный план заранее и поделились частями музыкального ряда. Каждый от начала и до конца работал со своим фрагментом, однако работа, как нам кажется, все равно получилась очень цельной».

__________________________________________________________________________

Школа дизайна — подразделение Высшей школы экономики, входящей в список 40 лучших молодых университетов мира. В 2020 году Школа стала лучшим российским вузом в категории «Искусство и дизайн» по версии престижного международного рейтинга QS.