ОТМЕНА Синематека Москино




Согласно указу Мэра Москвы от 16 марта, Москино приостанавливает проведение всех кинопоказов и других мероприятий до 10 апреля.

В мартовском выпуске Синематеки Москино мы собрали любимые советские фильмы — от комедий Рязанова и Шукшина до военных драм («Женя, Женечка и „Катюша“», «Мир входящему», «На войне как на войне»), сказок Птушко и Роу, гениального кино про кино «Начало» и лучшей картины про театральные будни «Успех».

Вход свободный в порядке живой очереди.

ИСКРА
4 марта 11:00

Живет такой парень. 1964. 96 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин. 0+
10 марта 11:00
Берегите мужчин! 1982. 80 мин. СССР. Реж. Александр Серый. 0+
25 марта 11:00
Начало. 1970. 86 мин. СССР. Реж. Глеб Панфилов. 12+
27 марта 11:00
Берегись автомобиля. 1966. 94 мин. СССР. Реж. Эльдар Рязанов. 0+

МОЛОДЕЖНЫЙ
18 марта 14:30

Сказка странствий. 1982. 101 мин. СССР. Реж. Александр Митта. 0+
25 марта 16:30
Баллада о солдате. 1960. 83 мин. СССР. Реж. Георгий Чухрай. 0+

ПОЛЕТ
2 марта 16:30

Женя, Женечка и «Катюша». 1967. 80 мин. СССР. Реж. Владимир Мотыль. 0+
16 марта 16:30
Весна на Одере. 1967. 102 мин. СССР. Реж. Леон Сааков. 12+
23 марта 16:30
Мир входящему. 1962. 90 мин. СССР. Реж. Александр Алов, Владимир Наумов. 12+
27 марта 10:30
Когда деревья были большими. 1961. 90 мин. СССР. Реж. Лев Кулиджанов. 0+
30 марта 16:30
Крылья. 1966. 86 мин. СССР. Реж. Лариса Шепитько. 0+

СПУТНИК
1 марта 10:30

На войне как на войне. 1969. 90 мин. СССР. Реж. Виктор Трегубович. 12+
9 марта 10:30
Небо Москвы. 1944. 88 мин. СССР. Реж. Юлий Райзман. 0+
15 марта 10:30
Дом, в котором я живу. 1957. 97 мин. СССР. Реж. Лев Кулиджанов, Яков Сегель. 0+
18 марта 14:00
Золотой ключик. 1939. 84 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 0+
22 марта 10:30
Добровольцы. 1958. 97 мин. СССР. Реж. Юрий Егоров. 0+
29 марта 10:30
На семи ветрах. 1962. 106 мин. СССР. Реж. Станислав Ростоцкий. 12+

ТУЛА
6 марта 15:00

Конек-горбунок. 1941. 69 мин. СССР. Реж. Александр Роу. 6+
8 марта 12:00
Будьте моим мужем. 1981. 87 мин. Реж. Алла Сурикова. СССР. 6+
9 марта 17:00
Гусарская баллада. 1962. 96 мин. СССР. Реж. Эльдар Рязанов. 0+
16 марта 17:00
Республика ШКИД. 1966. 103 мин. СССР. Реж. Геннадий Полока. 12+
21 марта 11:30
Личное дело Анны Ахматовой. 1989. 65 мин. СССР. Реж. Семен Аранович. 0+
27 марта 16:30
Успех. 1984. 93 мин. СССР. Реж. Константин Худяков. 12+

Золотой ключик. 1939. 84 мин. СССР. Реж. Александр Птушко. 0+
Экранизация произведения Алексея Толстого о приключениях ожившего деревянного мальчика частично снята как игровой фильм, а частично — как кукольный мультфильм. В частности, ряд сцен с участием персонажей-кукол (в первую очередь, Буратино) выполнен в технике кукольной мультипликации, а остальные сыграны актёрами в «кукольных» костюмах. Легендарный мультипликатор Иван Иванов-Вано считал комбинированные съемки Птушко идеальным наглядным пособием для будущих операторов и просто для поклонников анимации.

Конек-горбунок. 1941. 69 мин. СССР. Реж. Александр Роу. 6+
Экранизация сказки Петра Ершова о том, как крестьянский сын Иван нашел перо Жар-птицы, а с его помощью заполучил в услужение мудрого и смешного советчика Конька-горбунка. А уж тот помог Ивану пройти через множество испытаний заполучить в жены красавицу Зарю-Заряницу.

Небо Москвы. 1944. 88 мин. СССР. Реж. Юлий Райзман. 0+
Фильм посвящен воздушной обороне Москвы, которую осень 41-го года доблестно держали советские истребители. Флэшбэкам из мирной семейной жизни в фильме посвящено мало экранного времени, ведь для героя Петра Алейникова главным домом становится аэродром, а семьей — боевые товарищи. Зато большая часть хронометража посвящена потрясающе снятым сценам воздушных боев, от которых захватывает дух и по сей день.

Дом, в котором я живу. 1957. 97 мин. СССР. Реж. Лев Кулиджанов, Яков Сегель. 0+
1935 год. Две семьи, Давыдовы и Каширины, въезжают в коммунальную квартиру. Соседи ссорятся и мирятся, их дети растут и влюбляются. А потом начинается война, с которой многие не вернутся. Настоящая семейная сага охватывает десятилетие и заканчивается с концом войны. Кулиджанов населил ее живыми людьми и ощущением, что дом, родной очаг, семья — важнее всего. Вторая (и весьма яркая) роль в карьере Михаила Ульянова.

Добровольцы. 1958. 97 мин. СССР. Реж. Юрий Егоров. 0+
Романтическая сага о друзьях-комсомольцах 30-х годов охватывает временной период от начала индустриализации страны и строительства метрополитена до репрессий, Великой Отечественной и послевоенной «оттепели». Первая по-настоящему значимая роль Михаила Ульянова и «та самая» песня «Комсомольцы-добровольцы» на стихи Евгения Долматовского и музыку Марка Фрадкина.

Баллада о солдате. 1960. 83 мин. СССР. Реж. Георгий Чухрай. 0+
Драма о кратковременном отпуске солдата Алеши Скворцова для свидания с матерью в военное время, получившая приз жюри в Каннах. По дороге домой он встретит много самых разных людей, но главное — Шуру (Жанна Прохоренко), свою первую настоящую любовь. Трагичная, но светлая картина фронтовика Чухрая, где почти нет боевых сцен – человеческие чувства и взаимотношения для режиссера значительно важнее.

Когда деревья были большими. 1961. 90 мин. СССР. Реж. Лев Кулиджанов. 0+
Потерявший во время войны жену, Кузьма Кузьмич Иорданов (Юрий Никулин) начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девушке Наташе (Инна Гулая), потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Лиричная и человечная драма, где благодаря игре Никулина обманувший девушку и борющийся со своей совестью пьяница и тунеядец Иорданов вызывает сочувствие. Кстати, сам режиссер не видел ни одной роли актера в кино, просто знал, что тот играет в комедиях и решил рискнуть. И не прогадал. А еще взгляд Инны Гулая в фильме забыть совершенно невозможно.

На семи ветрах. 1962. 106 мин. СССР. Реж. Станислав Ростоцкий. 12+
Светлана едет из Владивостока к своему жениху Игорю, а когда приезжает, уже началась война, и любимый человек отправился на фронт. Она остается его ждать в маленьком двухэтажном домике, приюте на семи ветрах, который становится то редакцией фронтовой газеты, то госпиталем, и является по сути полноценным героем фильма. Ростоцкий хотел снять в роли Светланы свою жену, но Сергей Герасимов настоял на участии его вгиковской ученицы Ларисы Лужиной и не ошибся — достаточно увидеть крупный план ее глаз. Героическое кино про войну по сценарию Александра Галича, где говорится, что в бою надо молиться Богу, а не Верховному Главнокомандующему — такое могло проскочить цензурный нож только в 60-е.

Мир входящему. 1962. 90 мин. СССР. Реж. Александр Алов, Владимир Наумов. 12+
Юный лейтенант Ивлев (Александр Демьяненко) получает свое первое задание в последний день войны — доставить в тыловой госпиталь беременную немку. Вместе с ним едут контуженный солдат и удалой шофер. По пути им встретятся оказывающие сопротивление фашистские войска, освобожденные узники концлагеря и отзывчивый американский сержант. Гуманистический посыл этого «дорожного фильма» подчеркивают полные подлинной поэзии кадры.

Гусарская Баллада. 1962. 96 мин. СССР. Реж. Эльдар Рязанов. 12+
1812 год. Поручик Ржевский (Юрий Яковлев) заочно помолвлен с племянницей майора Шурочкой (прекрасный дебют Ларисы Голубкиной) и уверен, что она окажется глупой и жеманной модницей. Однако услышавшая его жалобы Шурочка решает проучить его, состригает волосы и выдает себя за юного корнета — ведь она умеет стрелять и держаться в седле ничуть не хуже Ржевского. Вполне феминистская по духу музыкальная комедия по мотивам пьесы Александра Гладкова «Давным-давно».

Живет такой парень. 1964. 96 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин. 0+
История простого парня с широкой душой Пашки Колокольникова по прозвищу «Пирамидон», который запросто может и своего напарника Кондрата познакомить с теткой Анисьей, и совершить геройский поступок. Шедевр Шукшина, поставленный сразу по нескольким его рассказам и открывший миру комедийный талант Леонида Куравлева — впрочем, он проявлялся и раньше, но в основном в небольших ролях.

Берегись автомобиля. 1966. 94 мин. СССР. Реж. Эльдар Рязанов. 0+
Похождения благородного вора Юрия Деточкина (великая роль Иннокентия Смоктуновского), советского Робина Гуда, крадущего машины у спекулянтов, чтобы затем продать и переслать деньги в детские дома. Следователь Максим Подберезовиков (Олег Ефремов) и не подозревает, что ищет своего товарища, играющего с ним бок о бок в драмкружке. Великолепные Миронов и Папанов в ролях соотвественно спекулянта-зятя Семицветова и его правдоруба-тестя («тебя посодют, а ты не воруй!»). Масса цитат на все случаи жизни, неподражаемый закадровый голос Юрия Яковлева и музыкальная тема композитора Андрея Петрова.

Крылья. 1966. 86 мин. СССР. Реж. Лариса Шепитько. 0+
Рассказ о трех днях из жизни Надежды Петрухиной, бывшей военной летчицы, а ныне директора ПТУ, настоящей «железной леди», из которой впору делать гвозди. От нее уходит дочь, из училища сбегает ее ученик — впору задуматься, умеет ли она ладить с людьми и не пора ли пересмотреть свою манеру общения. Возможно, лучшая роль Майи Булгаковой, хотя второй фильм недавно закончившей ВГИК Ларисы Шепитько интересен в первую очередь режиссурой. Воспоминания главной героини, снятые в поэтической манере, не столько контрастируют, сколько дополняют и оттеняют бытовые сцены из ее теперешней жизни.

Республика ШКИД. 1966. 103 мин. СССР. Реж. Геннадий Полока. 12+
Петроград начала 20-х годов прошлого века. Школа имени Достоевского — единственное место, где к бездомным сиротам-попрошайкам относятся с уважением и доверием. И всё благодаря ее директору-идеалисту Виктору Николаевичу Сорокину, которого все ребята называют просто Викниксор (выдающаяся роль Сергея Юрского). Блестящая экранизация романа Леонида Пантелеева и один из лучших советских фильмов про беспризорников.

Женя, Женечка и «Катюша». 1967. 80 мин. СССР. Реж. Владимир Мотыль. 0+
Трогательная и печальная трагикомедия о солдате-интеллигенте Жене Колышкином (Олег Даль), влюбившимся на войне в суровую связистку Женю Земляникину (Галина Фигловская). Поначалу девушка не воспринимает его всерьез, тем более что он все время попадает в нелепые ситуации, но вскоре ее сердце оттаивает. В финале они встречаются в Берлине, но радость победы омрачит смерть любимой. Фильм снят по мотивам книги Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» и по его сценарию, что вызвало сложности с запуском картины — поэт и бард считался «неблагонадежным». Но кино всё же вышло и стало классикой. Особенно стоит отметить песню Окуджавы «Капли датского короля» с музыкой Евгения Шварца.

Весна на Одере. 1967. 102 мин. СССР. Реж. Леон Сааков. 12+
Германия, последние месяцы Великой отечественной войны. Майор Лубенцов (Анатолий Кузнецов) встречает военврача Таню Кольцову (Людмила Чурсина), с которой когда-то они вместе выбирались из окружения. После этого их пути разошлись. А в апреле 1945-го, во время форсирования Одера, они снова оказываются вместе. Военная драма по мотивам одноименного романа Эммануила Казакевича.

На войне как на войне. 1969. 90 мин. СССР. Реж. Виктор Трегубович. 12+
Великая Отечественная. Юный лейтенант Малешкин (Михаил Кононов) командует экипажем самоходной артиллерийской установки. Все его подчиненные старше и опытней его, и ему приходится завоевывать их уважение. Однако в первом же бою Малешкин одерживает верх на превосходящими силами немцев. Экранизация повести Виктора Курочкина, который и сам появляется в эпизодической роли старика, читающего молитву в избе с покойником.

Начало. 1970. 86 мин. СССР. Реж. Глеб Панфилов. 12+
« — Вы хотите сниматься в кино? — Бабой-Ягой?». Режиссер Глеб Панфилов подарил своей жене Инне Чуриковой не одну отличную роль, но трагикомедия «Начало», где она раздваивается на провинциальную актрису из самодеятельности Пашу Строганову и сыгранную ей Жанну д’Арк, вполне можно назвать пиком её карьеры. По версии журнала «Советский Экран», за работу в этой картине Чурикова была признана актрисой года.

Будьте моим мужем. 1981. 87 мин. Реж. Алла Сурикова. СССР. 6+
Разгар курортного сезона, все гостиницы на юге переполнены. Наташа (Елена Проклова), мать-одиночка, приехавшая на отдых с сыном, находит комнату, но квартирная хозяйка (Нина Русланова) отказывается сдавать жилье отдыхающим с детьми. Тогда героиня просит случайного знакомого разыграть роль ее мужа, который, якобы гонимый ревностью, без предупреждения приезжает вместе с ребенком к уже заселившейся Наташе. Виктор (Андрей Миронов), такой же неудачливый курортник, соглашается на это предложение.

Берегите мужчин! 1982. 80 мин. СССР. Реж. Александр Серый. 0+
Комедия про дающую течь «семейную лодку» сильной женщины (Нина Русланова) и слабого мужчины (Леонид Куравлев). Комических сцен тут хватает, особенно когда в кадре появляется ухажер жены (Александр Лазарев) и ситуация накаляется. В финале мужу с женой все-таки придется поменяться гендерными ролями. Для Александра Серого, автора замечательной комедии «Джентльмены удачи», этот фильм стал последним.

Сказка странствий. 1982. 101 мин. СССР. Реж. Александр Митта. 0+
Марта и ее брат Май — сироты, скитающиеся по свету. У мальчика есть магический дар — он чувствует золото и может находить клады, правда, ценой страшной головной боли. Узнавшие об этом разбойники похищают Мая. Марта 10 лет скитается в поисках брата и на свое счастье знакомится с ученым и философом Орландо (Андрей Миронов), добрым и отзывчивым человеком, который станет ее настоящим другом. Уникальное кино с музыкой Альфреда Шнитке, полная поэзии и светлой печали притча, которую обязательно стоит смотреть и взрослым.

Успех. 1984. 93 мин. СССР. Реж. Константин Худяков. 12+
Театральный режиссер уезжает из столицы, чтобы поставить «Чайку» в провинциальном театре. Для достижения поставленной цели он идет на многое — унижается, унижает других, врет напропалую, но все же добивается своего. Один из самых искренних и правдивых фильмов о театре с великолепной игрой Леонида Филатова и Алисы Фрейндлих и уверенной режиссурой Константина Худякова. Кстати, у этого тандема была еще одна выдающаяся работа — «С вечера до полудня».

Личное дело Анны Ахматовой. 1989. 65 мин. СССР. Реж. Семен Аранович. 0+
Документальный фильм о похоронах и отпевании великой поэтессы с музыкой Софьи Губайдулины. Аранович за съемки на полгода был переведен в ассистенты, а операторы картины и вовсе уволены с киностудии.