Синематека: Идентификация женщины




С 4 марта по 1 апреля в Звезде, Салюте, Факеле и Юности пройдут показы авторской программы Алисы Таежной «Синематека: Идентификация женщины», ретроспективы советского кино с 60-х по 80-е, придуманного и снятого женщинами. Сильные главные героини, вопросы самоопределения и личного счастья, построения отношений и карьеры — то, что выделяет эти личные «интимные» фильмы в каноне советского кино. Взросление и кризис среднего возраста, женская судьба в столице и провинции, вызовы общества и личные мотивы — в центре сюжетов важнейших режиссёров-женщин в советском кино: от Ларисы Шепитько и Динары Асановой до Инны Туманян и Светланы Проскуриной.

В каких условиях снимали женщины-режиссёры в СССР, как писали женских персонажей и работали с лучшими актрисами своего времени, расскажет перед фильмами кинокритик и журналистка Алиса Таёжная, куратор программы.

Все показы пройдут с пленки 35мм из архива Москино.

Вход свободный, по предварительной регистрации.

ЗВЕЗДА
4 марта 20:20

Ты и я. 1971. 97 мин. СССР. Реж. Лариса Шепитько. 12+
Регистрация
1 апреля 20:00
Старомодная комедия. 1978. 92 мин. СССР. Реж. Эра Савельева, Татьяна Березанцева. 12+
Регистрация

САЛЮТ
9 марта 19:30

Ключ без права передачи. 1976. 99 мин. СССР. Реж. Динара Асанова. 0+
Регистрация
30 марта 19:30
Случайный вальс. 1989. 96 мин. СССР. Реж. Светлана Проскурина. 12+
Регистрация

ФАКЕЛ
16 марта 20:00

Когда я стану великаном. 1978. 84 мин. СССР. Реж. Ина Туманян. 0+
Регистрация
23 марта 20:15
Карнавал. 1982. 151 мин. СССР. Реж. Татьяна Лиознова. 0+
Регистрация

ЮНОСТЬ
18 марта 19:30

Голос. 1982. 92 мин. СССР. Реж. Илья Авербах. 12+
Регистрация
25 марта 19:30
Оглянись! 1983. 88 мин. СССР. Реж. Аида Манасарова. 16+
Регистрация

Ты и я. 1971. 97 мин. СССР. Реж. Лариса Шепитько. 12+
Экзистенциальная драма Ларисы Шепитько по совместному сценарию с Геннадием Шпаликовым о двоих учёных, переживающих кризис среднего возраста. Когда-то главные герои Пётр и Александр думали об академической карьере, теперь каждый из них живёт в мучительном компромиссе с собой. Пётр возвращается из Швеции, чтобы продолжить работу в Союзе: заграничная жизнь, о которой грезило столько советских людей, не принесла ему счастья. Жена Петра мучается от его неопределённости, а давний товарищ Саша наблюдает за переменами в их паре и размышляет, как ему ещё по силам изменить свою жизнь. Неожиданный в визуальной части, с диалогами, не свойственными советским производственным драмам, фильм Шепитько — о человеке между карьерными амбициями и сторонними ожиданиями, который ищет спокойствия и смысла для самого себя.

Ключ без права передачи. 1976. 99 мин. СССР. Реж. Динара Асанова. 0+
Тонкая психологическая драма о старшеклассниках обычной ленинградской школы, взрослеющих вместе со своими учителями. В школе работает молодая учительница, мать-одиночка, которая пытается выстроить с детьми не вертикаль, а искренний диалог — и дети радостно на это откликаются. Родители ревнуют, другие учителя завидуют, новый директор школы — человек военного воспитания — пытается разобраться, как руководить такими разными взрослыми и детьми в советской иерархии. Интимный фильм о важности прозрачного общения и взаимоуважения — от режиссёра-гуманиста Динары Асановой с выдающимися ролями Елены Прокловой, Екатерины Васильевой и Андрея Петренко.

Когда я стану великаном. 1978. 84 мин. СССР. Реж. Ина Туманян. 0+
Трагикомедия о дерзком подростке, который пытается выжить в лицемерной школьной среде, взяв за образец для подражания бескомпромиссного литературного героя Сирано де Бержерака. У Пети Копейкина есть жёсткие принципы, выдающиеся артистические способности, острый язык, недоброжелатели и прекрасная дама. Школьная театральная постановка становится для него способом самовыразиться — сохранить лицо, завоевать сердце возлюбленной и оставить с носом тех, кто относится к нему свысока. Один из лучших советских детских фильмов и потрясающая роль ещё маленького Миши Ефремова.

Голос. 1982. 92 мин. СССР. Реж. Илья Авербах. 12+
Проникновенная драма о преодолении страха смерти и идентичности по сценарию важнейшего автора позднего СССР — Натальи Рязанцевой. Нервные съёмки посредственного фильма никак не могут завершиться: режиссёр-постановщик недоволен результатом, композитор сбежал, все участники съёмочной группы перессорились между собой, переговоры не помогают. Исполнительница главной роли Юля оказалась в больнице с непонятным диагнозом, и в суете кинопроизводства никому нет дела до её состояния. Фильм о тщетности попыток заниматься искусством на штамповочной фабрике стала грустным признанием в любви от Ильи Авербаха своей профессии и печальным размышлением о зыбкости человеческой жизни.

Оглянись! 1983. 88 мин. СССР. Реж. Аида Манасарова. 16+
Точная семейная драма об ошибках воспитания, родительской вине и детской мести. После смерти отца — влиятельного номенклатурщика — сын и мать остаются под одной крышей: к общей скорби примешиваются многолетние взаимные обиды. Свободолюбивая мать слишком ограничена необходимостью заботиться о подростке, выросший в равнодушии и уединении сын чувствуют себя лишним в семье, где никто не показывал ему любви. Фильм Манасаровой чутко определяет больные места конфликтов детей и родителей в неполных семьях, где нет способности к диалогу и состраданию — и необходимо учиться общаться и понимать друг друга, когда уже трудно что-то исправить.

Карнавал. 1982. 151 мин. СССР. Реж. Татьяна Лиознова. 0+
Главный из сверхпопулярных советских фильмов о становлении сильной женщины. Ирина Муравьёва играет провинциальную старшеклассницу Нину Соломатину, любительницу театра, мечтающую о настоящей актёрской карьере. К счастью, в Москве у неё живёт с новой семьёй давно покинувших их с мамой отец — и Нина устремляется к нему, а заодно поступать в театральный. В большом городе её ждёт большая любовь и одиночество, настоящая бедность и тяжёлые подработки: но для большого таланта и стального стержня. Главное кино в СССР о женском эмпауэрменте.

Случайный вальс. 1989. 96 мин. СССР. Реж. Светлана Проскурина. 12+
Глубокая мелодрама о зрелой женщине, проводящей вечера со случайными знакомыми противоположного пола, в жизнь которых она пытается включиться. Фильм с совершенно не типичной для советского кино тематикой и отсутствием морализаторства — точный психологический портрет женщины, стоящей перед выбором. Её личная жизнь, эмоциональные потребности и желания идут вразрез с представлениями времени и образом жизни окружающих. Режиссёр рефлексирует о природе межполовой близости, ожиданиях от романтического общения и привязанности, которая формируется между людьми вне зависимости от обстоятельств, возраста и эпохи. «Золотой лев» престижнейшего фестиваля в Локарно.

Старомодная комедия. 1978. 92 мин. СССР. Реж. Эра Савельева, Татьяна Березанцева. 12+
Камерная романтическая комедия с живыми диалогами по драме Алексея Арбузова и блистательным дуэтом Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова. Главный врач прибалтийского санатория вызывает одну из постоялиц — эксцентричную артистку — на воспитательный разговор: женщина нарушает шумовой режим, поёт в неположенное время и мешает соседям. Формальный назидательный разговор перетекает в остроумную беседу, а случайное знакомство — в дружбу и даже любовь. Театральный, местами эксцентричный фильм о радости сближения и готовности поверить в чувства к новому и непохожему человеку.