Синематека: Василий Шукшин




С 25 по 28 июля мы отметим 90-летие со дня рождения режиссера, писателя и актера Василия Шукшина показом фильмов из архивов Синематеки. В ретроспективу войдут не только его режиссерские работы про деревенских чудаков и фантазеров, но и картины, где он сыграл яркие и запоминающиеся роли — отца в «Мужском разговоре», молодого учителя, получившего трудный класс («Мишка, Серега и я»), механизатора со звучной фамилией Ревун («Алёнка»). В общем, вас ждет много Шукшина, самого разного и неизменно замечательного.

Все фильмы будут показаны с пленки 35 мм. Вход свободный, в порядке живой очереди.

ВЫМПЕЛ
25 июля 11:00

Мишка, Серега и я. 1961. 97 мин. СССР. Реж. Юрий Победоносцев. 0+

ТУЛА
25 июля 15:30

Мужской разговор. 1969. 93 мин. СССР. Реж. Игорь Шатров. 12+

ЮНОСТЬ
26 июля 17:00

Печки-лавочки. 1972. 95 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин. 0+

МОЛОДЕЖНЫЙ
26 июля 12:00

Странные люди. 1969. 83 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин. 0+

ИСКРА
26 июля 11:00

Простая история. 1960. 90 мин. СССР. Реж. Юрий Егоров. 0+

ФАКЕЛ
26 июля 17:00

Комиссар. 1967. 110 мин. СССР. Реж. Александр Аскольдов. 0+

СПУТНИК
28 июля 13:00

Аленка. 1961. 86 мин. СССР. Реж. Борис Барнет. 0+

ПОЛЕТ
28 июля 17:00

Ваш сын и брат. 1965. 92 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин. 12+

САЛЮТ
28 июля 16:00

Когда деревья были большими. 1961. 90 мин. СССР. Реж. Лев Кулиджанов. 0+

Простая история. 1960. 90 мин. СССР. Реж. Юрий Егоров. 0+
Драма о сильной и бойкой Саше Потаповой (Нонна Мордюкова), потерявшей в войну мужа и решившей стать председателем колхоза, где живут и работают почти все поголовно девки. Шукшин появляется в роли любовника, но главная ее любовь — положительный, но несколько нерешительный секретарь парткома Данилов (Михаил Ульянов). Роль была специально написана под Мордюкову и никого другого в ней представить просто нельзя — настолько естественна и хороша она в этом фильме.

Аленка. 1961. 86 мин. СССР. Реж. Борис Барнет. 0+
Лирический советский роуд-муви, полный юмора и ярких красок. Путешествие по степям Казахстана на целину дробится на новеллы случайных попутчиков, но главное, что все они увидены глазами ребенка, 9-летней Аленки. Девочка едет за 500 километров от родителей, чтобы учиться в школе, которой в целинном совхозе еще нет, и слушает по дороге разные истории. В одной из них девушке механизатора Александра Ревуна
становится скучно в Белогорске, куда он увез ее из Москвы, и тогда пара переезжает осваивать целину. Впрочем, и там отношения не налаживаются.
Барнету замечательно удалось передать свежесть и наивность детского восприятия — чего стоит рассказ Аленки о том, как она решила получить в школе 5 «двоек» подряд и чуть не довела своего учителя Витаминыча (великолепный Эраст Гарин) до нервного припадка.

Когда деревья были большими. 1961. 90 мин. СССР. Реж. Лев Кулиджанов. 0+
Лишившись во время войны жены, Кузьма Кузьмич Иорданов (Юрий Никулин) начал пить и совершенно опустился. Но однажды, случайно узнав о девушке Наташе (Инна Гулая), потерявшей на войне родителей, Иорданов решил стать ей отцом. Лиричная и человечная картина, где благодаря игре Никулина даже обманувший девушку пьяница и тунеядец Иорданов вызывает сочувствие. Кстати, сам режиссер не видел ни одной роли актера в кино. Просто знал, что тот играет в комедиях, решил рискнуть и не прогадал. Шукшин играет здесь председателя колхоза. Отдельно хочется упомянуть взгляд Инны Гулая, который, единожды увидев, невозможно забыть.

Мишка, Серега и я. 1961. 97 мин. СССР. Реж. Юрий Победоносцев. 0+
Когда новый классный руководитель Геннадий Николаевич Козлов (Василий Шукшин) пришел в восьмой «Г», он еще не знал, что все учителя называют класс восьмым «О», от слова «орда». Первый урок был сорван, но потом, когда ребята узнали, что им преподает чемпион по боксу, уважения у них сразу прибавилось. Тем более, когда появилась возможность записаться в спортивную секцию — правда, к сопернику Козлова, нагловатому и не очень порядочному Званцеву. В этой истории настоящей дружбы главный герой Гарик все время сталкивается с испытаниями и проверками характера — то на смелость, то на честность — и всё время проваливается. Помочь смогут только его верные друзья Мишка и Серега.

Ваш сын и брат. 1965. 92 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин. 12+
В истории семьи Воеводиных из алтайского села Сростки (родина самого режиссера) просто и без назидательности показан извечный конфликт города и деревни. Один из братьев Воеводиных Степан (Леонид Куравлев, уже игравший у Шукшина в «Живет такой парень») сбегает из заключения за два месяца до конца срока, но не признается ни в чем родителям, пока за ним не приходит участковый. Старший Игнат (Алексей Ванин) живет в Москве и борется в цирке, зарабатывая почести и медали. Самый младший тоже приехал в столицу, но работает на стройке и чурается помощи брата. Лишь один из сыновей остался жить с отцом Ермолаем (сильная роль Всеволода Санаева) и работает в деревне плотником. Однажды Игнат решает проведать родителей и, переступив порог отчего дома, сталкивается с осуждением и критикой. Не самый известный и при этом очень душевный и живой фильм Шукшина-режиссера без самого Шукшина в кадре.

Комиссар. 1967. 110 мин. СССР. Реж. Александр Аскольдов. 0+
Кино про бравого комиссара в юбке Клавдию (Нонна Мордюкова), вставшую во время Гражданской войны на вынужденный постой в многодетной семье еврея Магазанника (Ролан Быков). Жесткая, привыкшая к сабле и маузеру женщина с ужасом понимает, что беременна и что белых будут бить без неё. Шукшин играет небольшую, но психологически тонкую роль отца ребенка, командира полка Козырева с залихватскими усами. Единственный фильм Аскольдова сразу, без единого показа лег на полку, где и пролежал 20 лет. Все негативы приказано было смыть; к счастью, один негатив случайно нашелся в сейфе режиссера Сергея Герасимова, уже после его смерти. Мощное кино о трепетной женственности и безжалостном времени с музыкой Альфреда Шнитке и фантастическими актерскими работами.

Странные люди. 1969. 83 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин. 0+
Альманах из трех историй про столь любимых режиссеру деревенских чудаков. Один едет к старшему брату (Евгений Евстигнеев) в Ялту и остается настолько не в восторге от визита, что в деревне врет — мол до брата не доехал. Другой водит городских на охоту и придумывает истории о том, как стрелял в Гитлера. А третий, склочный председатель колхоза Рязанцев (Всеволод Санаев), видит по ночам сны, где его хоронят, а на следующий день всех бранит — дочь за мысли про любовь, а механика Кольку за резьбу скульптур из дерева. Фильм был поставлен Шукшиным по собственным рассказам.

Мужской разговор. 1969. 93 мин. СССР. Реж. Игорь Шатров. 12+
Саша Ларионов не знает, что его мать не уехала в командировку, а бросила их с отцом (Шукшин), полюбив другого человека. Никто не решается сказать ему правду, но тайное всегда рано или поздно становится явным. Достойное кино взросления, написанное сценаристом фильмов «Тридцать три» и «Белое солнце пустыни»: тут и первая любовь, и бросившие семьи отцы/матери, и драки с подлецами, и прекрасные Шукшин с Куравлевым, и Александр Кавалеров (Мамочка из «Республики ШКИД») с песней под гитару.

Печки-лавочки. 1972. 95 мин. СССР. Реж. Василий Шукшин. 0+
Муж с женой (Шукшин и его супруга Лидия Федосеева-Шукшина) едут из глухой алтайской деревни на курорт по одной путевке. В пути им встречаются обаятельный вор (очень смешной Георгий Бурков) и профессор-языковед (вновь Всеволод Санаев), пригласивший семейную пару погостить у него в Москве. Путь до моря оказался долгим и насыщенным событиями, но Иван с Нюрой все же окажутся на пляже. Добрый, с грустинкой взгляд на деревенских и городских, характерный для всего творчества Шукшина.