МОСКОВСКОЕ КИНО / Сеть кинотеатров

Ретроспектива Вячеслава Тихонова




8 февраля Вячеславу Тихонову исполнилось бы 90 лет. Мы выбрали фильмы, которые, на наш взгляд, дают возможность насладиться его харизмой и нюансами актерского мастерства. В юности родители видели в нем будущего инженера или агронома, а он всегда тайком мечтал стать актером. Дебют Тихонова состоялся еще во время учебы во ВГИКЕ, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» 1948 года. Следующей удачной роли – рубахи-парня в фильме «Дело было в Пенькове» Станислава Ростоцкого, у которого он еще не раз снимется – пришлось ждать почти 10 лет, зато она сразу принесла ему народное признание и любовь.

Безусловно, в первую очередь Тихонов ассоциируется с ролью разведчика Исаева-Штирлица из 12-серийного телефильма Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семенова, однако сам актер не относился к этому образу как к чему-то особенному. По словам дочери Анны, чаще всего на очередное обращение: «Штирлиц» он отвечал: «Вы меня с кем-то перепутали». Кстати, Тихонов вернется к образу разведчика в другом популярном сериале, «ТАСС уполномочен заявить», тоже по роману Юлиана Семенова.

Высокий, импозантный мужчина с благородными чертами лица, Тихонов обладал одновременно узнаваемой манерой и актерской пластичностью, всегда такой разный и такой понятный. Он выглядел одинаково убедительно в роли деревенского тракториста-сердцееда из «Дело было в Пенькове», бесстрашного моряка Балтийского флота из «Мичмана Панина», скромного учителя-фронтовика из «Доживем до понедельника» и Андрея Болконского из «Войны и мира». В его облике всегда чувствовался европейский лоск и аристократизм, и в связи с этим нельзя не отметить яркую роль журналиста Лоссера в «Европейской истории» Игоря Гостева, объявившего войну лидеру партии неофашистов «в одной западноевропейской стране».

Предлагаем вам отметить юбилей Вячеслава Тихонова в компании с его лучшими фильмами.

«Мичман Панин», 1964, 90 мин., 0+, реж. Михаил Швейцер
Накануне Первой мировой войны отважный матрос Балтийского флота и член подпольной организации Василий Панин (Вячеслав Тихонов) помогает бежать из страны приговоренным к смертной казни революционерам. На свою беду Панин самовольно сходит за границей на берег и познает все парижские пороки и соблазны, но потом раскаивается в этом на товарищеском суде. Превратиться в чистую агитку фильму не дает режиссура Швейцера, автора прекрасных фильмов 60-х «Золотой теленок» и «Время, вперед!». Кстати, герой Тихонова основан на реальном персонаже – Василий Лукич Панюшкин, соратник Ленина, служил мичманом до 1914 года, был репрессирован при Сталине и после освобождения жил в Москве, где и умер в 1960 году.
БЕРЕЗКА, 8 февраля, 16:00, регистрация
СПУТНИК, 10 февраля, 15:00, регистрация

«Дело было в Пенькове», 1957, 100 мин., 12+, реж. Станислав Ростоцкий
В колхоз приезжает Тоня, молодой специалист из Ленинграда, и тут же начинает конфликтовать с местным заводилой и первым парнем на деревне, трактористом Матвеем Морозовым. Естественно, конфликт перейдет в серьезные чувства, вот только жене Матвея Ларисе эта ситуация совсем не нравится. Тихонов играет тут фактически пращура встроенных в систему советских «бунтарей без причины», которые так хорошо удавались Леониду Куравлеву. Первый союз тандема Ростоцкого и Тихонова.
МОЛОДЕЖНЫЙ, 8 февраля, 15:00, регистрация
ПОЛЕТ, 9 февраля, 14:00, регистрация

«Доживем до понедельника», 1968, 106 мин., 0+, реж. Станислав Ростоцкий
Три дня из жизни обычной средней школы. Скромный, принципиальный и немолодой учитель истории Илья Семенович Мельников учит школьников мыслить и борется с сомнениями по поводу собственной профпригодности. А еще в него влюблены сразу две преподавательницы, одна из которых – его бывшая ученица. Тонкая и лиричная драма, одна из ласточек «оттепели», с отличной ролью Тихонова и запоминающимся молодым Игорем Старыгиным, единственным и неповторимым Арамисом советского кино.
ВЫМПЕЛ, 8 февраля, 14:00, регистрация
МОЛОДЕЖНЫЙ, 9 февраля, 15:00, регистрация
САТУРН, 10 февраля, 16:00, регистрация

«Семейное счастье», 1969, 89 мин., 0+, реж. Сергей Соловьев, Андрей Ладынин, Александр Шейн
Черно-белый альманах по рассказам Антона Чехова интересен прежде всего как дебют Сергея Соловьева, снявшего первую и последнюю новеллы. Как раз в первой, «От нечего делать», Тихонов играет обманутого мужа, который застает целующимися жену (Алиса Фрейдлих) и студента (Николай Бурляев), но в итоге не очень-то расстраивается. Особенно хороша последняя история, где герой Георгий Буркова приезжает свататься к дочери своего соседа по имению (прекрасный Анатолий Папанов) и случайно затевает спор о Воловьем Лужке.
САЛЮТ, 9 февраля, 13:30, регистрация

«Карусель», 1970, 88 мин., 12+, реж. Михаил Швейцер
Еще один альманах по рассказу Антона Чехова, на этот раз цветной и со связанными между собой новеллами. И опять с блестящими актерскими работами – Владимир Басов и его жена Валентина Титова, Евгений Леонов, Леонид Куравлев и, конечно, Вячеслав Тихонов.
САЛЮТ, 11 февраля, 13:30, регистрация

«Егор Булычев и другие», 1971, 90 мин., 12+, реж. Сергей Соловьев
А это уже полноценный и полнометражный дебют Соловьева, экранизация пьесы Максима Горького. Действие происходит накануне февральской революции 1917 года. Заболевший промышленник Булычев (Михаил Ульянов) медленно умирает, а члены его семьи уже делят между собой причитающееся им наследство. Отличный актерский состав, атмосфера конца времен и разгром гостиной под музыку трубача Гаврилы в исполнении Льва Дурова. Тихонов играет попа Павлина, посоветовавшего Булычеву лечить свой недуг звуками трубы.
САЛЮТ, 10 февраля, 13:30, регистрация

«На семи ветрах», 1962, 106 мин., 0+, реж. Станислав Ростоцкий
Светлана едет из Владивостока к своему жениху Игорю, а когда приезжает, уже началась война, и любимый человек отправился на фронт. Она остается его ждать в маленьком двухэтажном домике, приюте на семи ветрах, который становится то редакцией фронтовой газеты, то госпиталем, и является по сути полноценным героем фильма. Тихонов играет отважного капитана Суздалева. Ростоцкий хотел снять в роли Светланы с свою жену, но Сергей Герасимов настоял на участии его вгиковской ученицы Ларисы Лужиной и не ошибся – достаточно увидеть крупный план ее глаз. Героическое кино про войну по сценарию Александра Галича, где говорится, что в бою надо молиться Богу, а не Верховному Главнокомандующему – такое могло проскочить цензурный нож только в 60-е.
БЕРЕЗКА, 9 февраля, 16:00, регистрация

«Белый Бим Черное ухо», 1976, 172 мин., 0+, реж. Станислав Ростоцкий
В восьмом фильме Ростоцкого Тихонов играет писателя Ивана Ивановича, немолодого хозяина пса Бима. Он попадает в больницу, а когда выходит, пускается на поиски четвероногого друга. Если вы не почувствуете ком в горле во время просмотра этого фильма, то у вас нет сердца.
ИСКРА, 8 февраля, 15:00, регистрация

«Они сражались за Родину», 1975, 160 мин., 0+, реж. Сергей Бондарчук
Июль 1942 года, советский полк отступает к Сталинграду. Классика патриотического кино по роману Михаила Шолохова с бесподобными Тихоновым, Георгием Бурковым, Юрием Никулиным и Василием Шукшиным, для которого эта роль стала последней – он скончался во время съемок, и озвучивал его уже Игорь Ефимов.
СПУТНИК, 11 февраля, 15:00, регистрация

«Война и Мир» Сергея Бондарчука разбита на 4 части, так что у вас есть шанс посвятить главной киноэпопее отечественного кинематографа 4 дня. Масштабные батальные сцены имеет смотреть смысл прежде всего на большом экране.

«Война и Мир: Андрей Болконский», 1965. 147 мин.,0+, реж. Сергей Бондарчук
ТУЛА, 8 февраля, 15:00, регистрация

«Война и Мир: Наташа Ростова», 1966. 100 мин., 0+, реж. Сергей Бондарчук
ТУЛА, 9 февраля, 15:00, регистрация

«Война и Мир: 1812», 1967. 84 мин., 0+, реж. Сергей Бондарчук
ТУЛА, 10 февраля, 15:00, регистрация

«Война и Мир: Пьер Безухов», 1967. 96 мин., 0+, реж. Сергей Бондарчук
ТУЛА, 11 февраля, 15:00, регистрация