Ретроспектива Ларисы Шепитько




С 6 по 8 января к 80-летию со дня рождения Ларисы Шепитько МОСКИНО покажет ретроспективу одной из самых талантливых и самобытных женщин-режиссеров отечественного кинематографа.

У ее фильмов была непростая прокатная судьба – например, «Родину электричества» по рассказу Андрея Платонова и вовсе было велено уничтожить, и единственная копия сохранилась лишь чудом. Однако при всех возникавших трудностях и препонах Шепитько всегда оставалась верна себе и не сняла ни одного фальшивого кадра. Она создала несколько шедевров и погибла в автомобильной катастрофе в 41 год, так и не досняв картину, которую за нее закончил муж Элем Климов. Остается только быть благодарными за то небольшое, но драгоценное наследие, которое она после себя оставила.

«Ты и я», 1971, 72 мин., 0+, реж. Лариса Шепитько
Петр (Леонид Дьячков) – молодой и талантливый медик. Неожиданно для всех он бросает работу по специальности, женится и устраивается на должность в советском консульстве. А затем так же неожиданно он увольняется, возвращается домой и улетает работать врачом в Сибирь. Пересказ сюжета ничего не даст – это кинематограф чувств и неуловимых движений человеческой души, родившийся благодаря единению двух людей огромного таланта, Шепитько и автора сценария Геннадия Шпаликова. Режиссер долго и утомительно боролась с цензурой, но фильм все же вышел в прокат. Потрясающая сцена с Юрием Визбором в цирке, крупный план лица пациентки Петра, музыка Альфреда Шнитке – в общем, лучше не препарировать, а смотреть.
МОЛОДЕЖНЫЙ, 6 января, 11:30, регистрация
САЛЮТ, 8 января, 13:30, регистрация

«Восхождение», 1976, 105 мин., 0+, режиссер Лариса Шепитько
Говорят, у войны не женское лицо, а Шепитько сняла о ней совсем не женское кино. Партизаны (Борис Плотников и Владимир Гостюхин) попадают в немецкий плен. Их допрашивает перешедший на сторону нацистов школьный учитель (Анатолий Солоницын). Этот давящий и аскетичный черно-белый шедевр по повести Василя Быкова «Сотников» гораздо ближе по интонации истории о Христе, Иуде и Пилате, чем обычной картине военно-патриотического жанра. Не зря Шепитько дала ему вполне библейское название. Фильм получил главный приз Берлинского кинофестиваля в 1977 году. Как говорила сама Шепитько, «когда мой сын вырастет и захочет узнать, какой я была, я хотела бы, чтобы он посмотрел «Восхождение».
САЛЮТ, 6 января,13:30, регистрация
ПОЛЕТ, 7 января, 11:20, регистрация

«Крылья», 1966, 86 мин., 0+, режиссер Лариса Шепитько
Рассказ о трех днях из жизни Надежды Петрухиной, бывшей военной летчицы, а ныне директора ПТУ, настоящей «железной леди», из которой можно делать гвозди. От нее уходит дочь, из училища сбегает ее ученик – впору задуматься, умеет ли она ладить с людьми. Возможно, лучшая роль Майи Булгаковой, хотя второй фильм недавно закончившей ВГИК Ларисы Шепитько интересен в первую очередь режиссурой. Воспоминания главной героини, снятые в поэтической манере, не столько контрастируют, сколько оттеняют бытовые сцены из ее теперешней жизни.
САТУРН, 6 января, 14:00, регистрация
СПУТНИК, 7 января, 15:00, регистрация

«Прощание», 1981, 130 мин., 12+, режиссер Элем Климов
Село Матёра, которое находится на острове на Ангаре, вот-вот затопят. Жители давно предупреждены о вынужденном переезде, но для стариков эта новость стала настоящим ударом. Старый мир рушится, вон и кресты с могил уже начали спиливать. Руководит переездом проживший в селе большую часть жизни Павел Пинигин (Лев Дуров). Его мать, старуха Дарья, просит перевезти с кладбища могилы родителей, но тут приходят дожди и сроки затопления сокращаются, заботиться о мертвых просто нет времени. В фильме по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» от Ларисы Шепитько остался только сценарий и одна сцена с вековым деревом – все остальное после смерти жены снимал Элем Климов. Естественно, здесь больше драматизма и надрыва, свойственных автору «Иди и смотри», но, пожалуй, символом жизненного пути самой Ларисы Шепитько можно назвать обугленное, но не сломленное дерево именно из фильма «Прощание».
ТУЛА, 6 января, 15:00, регистрация

Вход свободный, количество мест ограничено.