Кинотеатр 1917 года




26 октября — 29 ноября
Кинотеатр ЗВЕЗДА


Империя доживает последние дни. Вместе с ней в прошлое уйдет и ее кино. Все эти умирающие дамы в шляпках, балерины и автомобили, заснятые вычурными долгими планами. Еще немного, и на смену им придет что-то совсем другое: резкий монтаж, стройки, электрификация, революция и мюзик-холл. Но герои предреволюционных фильмов об этом никогда не узнают. Навеки сохраненные на пленке, они обречены вечно проживать свои печальные драмы среди хрупкой красоты Серебряного века.

В эту подборку включено несколько картин, вышедших в 1917 году. Часть из них – пример того, что наши прабабушки и прадедушки смотрели в иллюзионах, синематографах и электротеатрах. Это «Король Парижа» Евгения Бауэра, режиссера, фактически создавшего русский художественный фильм, и «Сатана ликующий» Якова Протазанова, патриарха русского кино, который с успехом продолжил снимать в советскую эпоху. Другие вошедшие в подборку фильмы могут дать представление о том, что смотрели зрители других стран (и в принципе могли смотреть жители Российской империи). Сюда можно отнести комедии Чаплина или драму «Терье Виген» Виктора Шестрема, одного из классиков шведского кино.

Подборка довольно случайна. Представленные картины слишком сильно отличаются между собой и год создания – единственное, что их объединяет. Но ведь и это – не так уж мало. Вышедшие на экраны в одно время, они несут на себе отпечаток своей эпохи, и чем больше между ними различий, тем полнее мы можем ощутить то странное время, когда старое еще толком не кончилось, а новое еще не началось.

Вход свободный по предварительной регистрации.
Количество мест ограничено.

Регистрация на 26 октября закрыта. Регистрация на следующие показы откроется позже, следите за новостями.

Расписание мероприятий

26 октября | четверг | 20:00
Лекция Максима Семенова «Смерть и разрушение всего живого. Пересматривая кино Серебряного века»


О лекторе:
Максим Семенов
— исследователь кино, автор текстов на Colta.ru, в журнале «Сеанс», сотрудник «Московского кино» и библиотеки киноискусств имени С.М.Эйзенштейна, автор курса лекций по истории кино в «Московской школе нового кино».

«Король Парижа» (63 мин., Россия, 0+, реж. Евгений Бауэр, Ольга Рахманова)
Женщины, карты, дорогие вина, балы, богема и полусвет. Роже отчаянно нуждается в деньгах и связывается со старым проходимцем, господином Венконом. Безупречные кадры, полные той нездоровой красоты, которая так нравится поклонникам fin de siècle. Последний фильм Евгения Бауэра, одного из главных режиссеров дореволюционной России. Сам Бауэр закончить картину не успел, а потому доснимать ее пришлось Льву Кулешову, в скором будущем – одному из создателей советского кинематографа.
Регистрация закрыта

8 ноября | среда | 20:00
Лекция Владимира Лященко «Что стояло за первым секс-скандалом в американском кино: состояние Голливуда и медиа в 1910-20-е гг.»

О лекторе:
Владимир Лященко
— кинокритик, автор рецензий в изданиях «Сеанс», «Искусство кино», «КоммерсантЪ», GQ, «Афиша», «Газета.ру», «Ведомости». Выступает с лекциями в Московской школе кино, Еврейском музее и центре толерантности.

Комедии Бастера Китона и Роско Арбакла:
«Помощник мясника» (30 мин., США, 0+, реж. Бастер Китон и Роско Арбакл)
«О, доктор» (23 мин., США, 0+, реж. Бастер Китон и Роско Арбакл)
«Кони-Айленд» (25 мин., США, 0+, реж. Бастер Китон и Роско Арбакл)
Хотя Роско Арбакл относительно подзабыт современным широким зрителем, в начале века он был едва ли не самым популярным комиком мирового кино. Увы, столь частые скандалы в Голливуде начала 20-х нанесли огромный удар по его карьере, а ранняя смерть не дала полностью раскрыть весь свой огромный потенциал. Сейчас Арбакл находится в тени своих младших современников – Чаплина и Китона, но в 1917 году он находился на пике формы. На экраны выходят комедии «Помощник мясника», «Кони-Айленд», «О, доктор», ставшие одними из лучших в фильмографии актера. В этих же картинах играет свои первые роли молодой Бастер Китон, тогда всего лишь многообещающий протеже Арбакла. Но будущее прокладывает себе дорогу уже в настоящем.
Регистрация

15 ноября | среда | 20:00
Лекция Георгия Ореханова «Революция 1917 г. и религия»


О лекторе:
Георгий Ореханов — доктор исторических наук, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

«Сатана ликующий» (87 мин., Россия, 0+, реж. Яков Протазанов)
Добродетельный пастор Тальнокс призывает паству к аскезе, однако, пришедший к нему ночью дьявол заставляет самого пастора пойти по пути греха. Позже сатана берется погубить и сына пастора. Двухсерийная драма Якова Протазанова. Балы, костюмы, проклятые картины, а также Иван Мозжухин, один из самых известных актеров дореволюционного кино, исполняющий в «Сатане» сразу две роли: пастора и его злосчастного сына. Сочетание превосходной режиссуры и сильной актерской игры (Мозжухин не только известный, но еще и очень талантливый) делают просмотр «Сатаны ликующего» увлекательным занятием даже спустя сто лет после выхода фильма.
Регистрация

22 ноября | среда | 20:00
Лекция Михаила Зыгаря «Империя должна умереть»

О лекторе:
Михаил Зыгарь
— журналист и писатель, руководитель креативной студии «Свободная история» и «Проекта 1917», главный редактор телеканала Дождь с 2010 по 2015 гг.

Комедии Чарли Чаплина:
«Тихая улица» (23 мин., США, 12+, реж. Чарли Чаплин)
«Иммигрант» (25 мин., США, 12+, реж. Чарли Чаплин)
«Искатель приключений» (24 мин., США, 12+, реж. Чарли Чаплин)

Сейчас Чаплин прочно ассоциируется с немым кино. Усики, тросточка, котелок, однако, так было далеко не всегда. Хотя в Америке Чаплин был хорошо известен, а его фильмы пользовались неизменным успехом, в России его знали гораздо хуже. Для нас он – таинственный Шарло. По мнению снобов – слишком примитивный и грубый, уступающий не только элегантному Максу Линдеру, но даже комику Глупышкину. И хотя американцы вели переговоры с временным правительством о показе в молодой Российской республике своих фильмов, чтобы «русский Иван научился смеяться вместе с американским Чарли», оценить талант великого комика смогло только молодое поколение советских режиссеров 20-х. Не случайно ФЭКС’ы провозгласили, что «зад Шарло им дороже, чем руки Элеоноры Дузе».
Регистрация

29 ноября | среда | 20:00
Лекция Виктора Зацепина «Буря в болоте: Виктор Шёстрем и восстание чувств»

О лекторе:
Виктор Зацепин
— журналист и редактор издательства Rosebud.

«Терье Виген» (48 мин., Швеция, 0+, реж. Виктор Шестрем)
Экранизация поэмы Ибсена. Эпоха наполеоновских войн, берега Норвегии блокированы английским флотом. Бедный моряк Терье Виген пытается проплыть в Данию и привезти оттуда ячмень для голодающей семьи. Хотя это не самый известный фильм Виктора Шестрема, одного из важнейших шведских режиссеров, чье творчество впоследствии оказало глубокое влияние на Ингмара Бергмана, в «Терье Вигене» можно обнаружить много характерных для манеры этого кинематографиста деталей. Тут и героическая личность главного героя (в исполнении самого Шестрема), и обличение социальной несправедливости, и брейгелевское построение кадра и, разумеется, внимание к природе. В то время как многие другие режиссеры снимают фильмы про обитателей дворцов и изящных загородных вилл, Шестрем превращает природу в одного из главных героев своих фильмов. Не будь в «Терье Вигене» всех этих величественных морских сцен, фильм показался бы лишь миленькой старомодной поделкой.
Регистрация

ПРОЕКТ1917 СВОБОДНАЯ ИСТОРИЯ – это онлайн-сериал и имитация соцсети, в которой участвуют все самые важные герои событий того времени. Это абсолютно документальный проект — все тексты, написанные от лица героев, взяты из их писем, воспоминаний, дневников и других документов эпохи. Проект воплощен в форме соцсети: заходя на сайт, пользователь каждый день узнает о том, что произошло ровно сто лет назад с героями и всей страной. Команда проекта «1917. Свободная история» извлекла из архивов и запасников музеев тексты, подшивки газет, фотографии и видео, многие из которых впервые увидели свет, чтобы любой человек имел возможность понять, каким был 1917 год для людей всех сословий и поколений.