Ретроспектива режиссера Динары Асановой




Нежная «Не болит голова у дятла», жесткие «Пацаны» или душераздирающая «Беда» – главными героями ее фильмов могли быть как подростки, так и взрослые, но, независимо от возраста персонажей, все ее картины объединяет отсутствие лишних сантиментов и искренность интонаций. Такое сочетание твердости и деликатности делает фильмы Асановой настоящим Кино с большой буквы.

Ее также отличало умение работать с актерами. Асанова не раз снимала одних и тех же артистов – Елену Цыплакову, Ольгу Машную, Валерия Приемыхова, который дважды писал для ее картин сценарии. Кстати, Машная и Приемыхов познакомились на съемках «Непутевой» и стали мужем и женой после съемок в «Пацанах». Но даже те актеры, которые появились в ее фильмах лишь однажды и ненадолго, навсегда запомнились зрителям.

К 75-летию со дня рождения Динары Асановой мы подготовили ретроспективу и даже хотели использовать название сборника дневниковых записей и интервью, вышедшего уже после смерти режиссера – «У меня нет времени говорить неправду». У Асановой в самом деле было очень мало времени, но за 42 года она смогла создать несколько самых тонких и честных советских фильмов.

«Не болит голова у дятла» (1974, 0+, 73 мин.)
Лиричная история любви семиклассника и начинающего джазового ударника Севы Мухина по прозвищу Муха (Александр Жезляев трагически погиб в декабре 1992 года) к своенравной красавице Ире Федоровой (Елена Цыплакова). Фильм взросления в летних декорациях с по-настоящему живыми главными героями и отличными актерами второго плана (Николай Гринько в роли отца Мухи, парикмахер Стакан Стаканыч в исполнении Михаила Светина).
24 октября, 14:00, ПОЛЕТ
24 октября, 15:00, ИСКРА
24 октября, 15:00, САТУРН


«Ключ без права передачи» (1976, 0+, 94 мин.)
Хотя новый директор школы Кирилл Алексеевич (Алексей Петренко) похож на типичного косноязычного солдафона, именно он с ловкостью заправского сыщика выводит на чистую воду классную руководительницу 10 «Б» Марину Максимовну (Елена Проклова), без памяти любимую учениками. Как выяснится, методы ее сближения со школьниками, которые готовы признавать только ее авторитет, нельзя назвать очень педагогическими. Отличное кино про подростков, которое нужно смотреть и взрослым. Приз за режиссуру и лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале в Риге.
23 октября, 13:00, СПУТНИК
24 октября, 15:00, МОЛОДЕЖНЫЙ


«Беда» (1977, 0+, 97 мин.)
Вячеслав Кулигин (Алексей Петренко) – добрый и тихий мужчина средних лет, сварщик на автобазе. А еще он алкоголик, подверженный приступам агрессии. Из-за своей болезни он залезает в поселковый магазин, напивается, дерется с милиционером и попадает в тюрьму. После лирично-школьной темы Асанова обратилась к мрачной драме про распад личности под воздействием алкоголя. Потрясающая игра Петренко и режиссура Асановой поднимают фильм над уровнем обычной агитки о вреде пристрастия к крепким спиртным напиткам.
22 октября, 12:00, САЛЮТ

«Жена ушла» (1979, 0+, 91 мин.)
Однажды муж (Приемыхов) проснется среди ночи, не обнаружит рядом своей жены (Елена Соловей) и побежит звать ее во двор. А когда вернется домой, сын протянет ему найденную записку – «ушла и не вернусь, заберу сына, как только устроюсь». Что поначалу кажется простой прихотью, окажется чем-то большим – через серии флэшбэков Асанова покажет, что причина уйти была, что обидные слова и предательства мужа копились уже давно. Горькая семейная драма по сценарию Виктора Аристова («Сатана») про разлад двух не очень подходящих друг другу людей и про то, как умирает любовь, была революционной для своего времени и до сих пор смотрится актуально.
23 октября, 14:00, САЛЮТ
24 октября, 19:00, ЮНОСТЬ


«Пацаны» (1983, 12+, 97 мин.)
Один из самых важных фильмов Асановой по сценарию Юрия Клепикова («Мама вышла замуж», «Не болит голова у дятла», «Восхождение», «История Аси Клячиной») про спортивно-трудовой лагерь для неблагополучных подростков. Приемыхов сыграл наставника Павла Васильевича Антонова, для пацанов — просто Пашу, единственного человека, которого уважают эти молодые, но уже много пережившие люди. «Почему они так тебе в рот смотрят?» — спрашивает любящий хард-рок помощник Антонова. «Твоя ошибка, Олег, в том, что ты их все время учишь. А их нужно любить», — объясняет Приемыхов. Машная, обнажающаяся в сцене купания, сыграла «Марго», сестру одного из подростков.
24 октября, 14:00, САЛЮТ
25 октября, 16:00, САТУРН
25 октября, 13:00, СПУТНИК


«Милый, дорогой, любимый, единственный» (1984, 12+, 69 мин.)
Девушка (Машная) с младенцем на руках запрыгивает вечером в машину к незнакомому человеку (Приемыхов). Большую часть ночи он будет возить ее по заснеженному Ленинграду под песни Окуджавы и Высоцкого, обсуждать вопросы морали и человеческие взаимоотношения, а в финале выяснит, что молодая мать – не совсем та, за кого себя выдает. Асанова вновь обращается к теме конфликта поколений и создает вместе с написавшим сценарий Приемыховым героиню, которая вызывает одновременно раздражение и жалость. Кстати, роль младенца стала дебютом Дарьи Мороз, дочки Марины Левтовой, игравшей у Асановой в «Ключе без права передачи».
25 октября, 14:00, САЛЮТ

Вход свободный.