Синематека: Алиса Фрейндлих




С 4 по 10 декабря в программе «Синематека: Алиса Фрейндлих», приуроченной к ее 85-летию, мы покажем лучшие фильмы замечательной актрисы. Она играла и одинокую Мымру в народной комедии Рязанова, и жену Сталкера у Тарковского, и супругу умирающего Ивана Ильича в экранизации повести Льва Толстого у Кайдановского. Везде разная и одинаково тонкая и интеллигентная Алиса Бруновна Фрейндлих органично смотрится в комедиях, драмах и притчах, и даже сериал про русскую мисс Марпл «Женская логика» с ней в главной роли выгодно отличался от большинства отечественных теледетективов.

Все показы с пленки 35 мм из архивов Москино. Вход свободный, в порядке живой очереди.

ЗВЕЗДА
4 декабря 19:30

Сталкер. 1979. 163 мин. СССР. Реж. Андрей Тарковский. 0+

ПОЛЕТ
8 декабря 12:00

Похождения зубного врача. 1965. СССР. 82 мин. Реж. Элем Климов. 0+

ТУЛА
8 декабря 14:00

Старомодная комедия. 1978. 94 мин. СССР. Реж. Эра Савельева, Татьяна Березанцева. 12+

САТУРН
9 декабря 12:00

Сергей Иванович уходит на пенсию. 1980. 84 мин. СССР. Реж. Соломон Шустер. 6+

МОЛОДЕЖНЫЙ
9 декабря 19:00

Служебный роман. 1977. 151 мин. СССР. Реж. Эльдар Рязанов. 0+

ЮНОСТЬ
9 декабря 19:15

Успех. 1984. 93 мин. СССР. Реж. Константин Худяков. 12+

СПУТНИК
10 декабря 16:00

Простая смерть. 1985. 67 мин. СССР. Реж. Александр Кайдановский. 12+

Похождения зубного врача. 1965. 82 мин. СССР. Реж. Элем Климов. 0+
Зубной врач Сергей Чесноков, приехавший по распределению в маленький городок, обнаруживает у себя удивительный талант вырывать зубы без боли. Вот только зависть и интриги коллег приводит к тому, что Чесноков лишается своей уникальной способности. Дебют Андрея Мягкова в кино и замечательная сатирическая трагикомедия с Алисой Фрейдлих, поющей под гитару песни Новеллы Матвеевой и Юлия Кима. Сразу после выхода фильм вызвал недовольство у цензуры из-за «очернения советской действительности» и после непродолжительного проката угодил на полку, вновь выйдя на экраны лишь в 1987 году.

Служебный роман. 1977. 151 мин. СССР. Реж. Эльдар Рязанов. 0+
Нерешительный, но обладающий внутренним стержнем герой Андрея Мягкова погружается в водоворот романтических отношений, на этот раз с начальницей по кличке Мымра (бесподобная Алиса Фрейдлих). В фильме есть не только точно ухваченные детали советского быта, которые могут быть не очень понятны молодому поколению, но и, как всегда у Рязанова, множество живых и актуальных по сей день персонажей — от модницы-секретарши Лии Ахеджаковой до подлеца-карьериста Олега Басилашвили.

Старомодная комедия. 1978. 94 мин. СССР. Реж. Эра Савельева, Татьяна Березанцева. 12+
Главный врач прибалтийского санатория (Игорь Владимиров, муж Фрейндлих) знакомится со взбалмошной отдыхающей дамой (Алиса Фрейндлих). Их противостояние незаметно и неизбежно превращается во взаимное притяжение. Камерная мелодрама про двух немолодых и одиноких людей по пьесе Алексея Арбузова получилась у двух женщин-режиссеров изящной и психологически точной.

Сталкер. 1979. 163 мин. СССР. Реж. Андрей Тарковский. 0+
Главный герой (блестящая роль Александра Кайдановского) живет в бедности вместе с женой (Алиса Фрейндлих) и больной дочерью Мартышкой и зарабатывает тем, что организует нелегальные экспедиции в запрещенную для посещения Зону. Там находится таинственная Комната, где исполняются самые заветные желания. Профессор (Николай Гринько) и Писатель (Анатолий Солоницын) нанимают его проводником. Авторы оригинального романа «Пикник на обочине» братья Стругацкие жаловались, что настоянию Тарковского много раз переписывали сценарий, пока главный герой не превратился из наемника в праведника. Тексты из «Откровения» и цитирование образа Иоанна Крестителя из Гентского алтаря были вставлены в фильм уже режиссером. Завораживающий, неспешный и требующий полного погружения метафизический трип стал последней работой режиссера в СССР — потом он снимал только за границей.

Сергей Иванович уходит на пенсию. 1980. 84 мин. СССР. Реж. Соломон Шустер. 6+
Бухгалтер Сергей Иванович (богатырь советского кино Борис Андреев) становится пенсионером и помогает по мере сил дочери (Алиса Фрейндлих), пока не понимает, что мешает её личной жизни и в частности разводу с мужем. Тогда он собирается и едет в Москву к сыну Виктору (Геннадий Бурков), но не может там ужиться со стервозной невесткой (Жанна Болотова). Тогда Сергей Иванович едет в Ленинград к другому сыну (Василий Ливанов присутствует только в виде голоса), где знакомится с интересной пожилой дамой. Скромная и печальная драма о старости и кровных узах, которые так хорошо получались на «Ленфильме» 40 лет назад.

Успех. 1984. 93 мин. СССР. Реж. Константин Худяков. 12+
Театральный режиссер уезжает из столицы, чтобы поставить «Чайку» в провинциальном театре. Для достижения поставленной цели он идет на многое — унижается, унижает других, врет напропалую, но все же добивается своего. Один из самых искренних и правдивых фильмов о театре с великолепной игрой Леонида Филатова и Алисы Фрейндлих и уверенной режиссурой Константина Худякова.

Простая смерть. 1985. 67 мин. СССР. Реж. Александр Кайдановский. 12+
Иван Ильич (Валерий Приемыхов) медленно гаснет от болезни, ни на секунду не переставая рефлексировать о своей жизни и самом процессе ухода. Он ищет помощи у жены (Алиса Фрейндлих), врача, священников, но всё тщетно — страх смерти оказывается сильнее. Но еще сильнее оказывается умиротворение перед прощанием с жизнью. Экранизация философской повести «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого стала дипломной работой Александра Кайдановского, вдохновлявшегося в том числе и творчеством Тарковского, у которого он незадолго до этого сыграл в «Сталкере».