Синематека: В тихом омуте




С 1 октября по 6 ноября в Звезде, Факеле и Юности пройдет авторская программа кинокритиков Дениса Горелова и Гордея Петрика «Синематека: В тихом омуте». В этой уникальной коллекции вас ждут жемчужины протоперестроечного и перестроечного кино СССР, как известные, так и совсем редкие – от прибалтийского нацисплойтейшена «Воскресный день в аду» и культовой драмы про неформалов и гопников «Меня зовут Арлекино» до аллегорической «Ступени» из Грузии, тинейдж-драмы «Братан» из Таджикистана и дикого концерта памяти Башлачева, снятого на студии Довженко.

Фильмы будут показаны с пленки 35 мм из архива Москино. Вход свободный по регистрации.

ЗВЕЗДА
2 октября 21:00

Обвиняется свадьба. 1986. 79 мин. СССР. Реж. Александр Итыгилов. 12+
Регистрация

9 октября 21:00
Приют для совершеннолетних. 1987. 91 мин. СССР. Реж. Геннадий Базаров. 16+
Регистрация

ФАКЕЛ
5 октября 14:00

Наблюдатель. 1987. 91 мин. СССР. Реж. Арво Ихо. 12+
Регистрация

8 октября 18:40
Воскресный день в аду. 1987. 98 мин. СССР. Реж. Витаутас Жалакявичюс, Альмантас Грикявичюс, Автандил Квирикашвили. 12+
Регистрация

19 октября 20:40
Меня зовут Арлекино. 1988. 134 мин. СССР. Реж. Валерий Рыбарев. 16+
Регистрация

26 октября 14:00
Сиз ким сиз? 1989. 87 мин. СССР. Реж. Джаник Файзиев. 16+
Копия фильма предоставлена Госфильмофондом России.
Регистрация

ЮНОСТЬ
1 октября 19:00

Женщина дня. 1989. 86 мин. СССР. Реж. Александр Баранов, Бахыт Килибаев. 12+
Регистрация

12 октября 19:00
Ступень. 1986. 79 мин. СССР. Реж. Александр Рехвиашвили. 18+
Регистрация

23 октября 19:00
Братан. 1991. 93 мин. СССР. Реж. Бахтиёр Худойназаров. 16+
Копия фильма предоставлена Музеем кино.
Регистрация

6 ноября 19:30
Игра с неизвестным. 1988. 87 мин. СССР. Реж. Петр Солдатенков. 16+
Регистрация

Женщина дня. 1989. 86 мин. СССР. Реж. Александр Баранов и Бахыт Килибаев
Один из интересных фильмов казахской новой волны, инициированной студентами режиссерской лаборатории Сергея Соловьева, на которую впервые не принимали по партийному блату. Здесь в своей первой главной роли появляется актриса Алика Смехова и играет хрестоматийная песня «Я зову вчерашний дождь», написанная Кареном Кавалеряном специально для фильма. Режиссеры мимикрировали под «новую волну» — но с бандитским флером. Смехова играла женщину с любовниками по расписанию. У нее был успешный художник, большая шишка, которого она не любила. Она пела, танцевала, ужинала в дорогих ресторанах и передавала приветы своему тогдашнему мужу Сергею Ливневу по телефону. И к ней приходил преследуемый бандитами юноша и признавался в любви. Позже режиссерский дуэт распадется, Бахыт Килибаев снимет культовый фильм «Гонгофер» по сценарию Луцика и Саморядова, после чего оба режиссера, как и многие в нулевые, уйдут создавать новое телевидение.

Обвиняется свадьба. 1986. 79 мин. СССР. Реж. Александр Итыгилов
Кровный отец «Свадьбы» Лунгина и «Горько» Крыжовникова, фильм Итыгилова был одним из первопроходцев в жанре «свадебное безумие». Он также ввел линию постфактумного детектива с опросом гостей-свидетелей. В заштатных городах проводить досуг негде, вот все и прутся на свадьбы за праздником. Тут выстраивается паноптикум позднего советского и украинского общества. Продавцы, которые почему-то стали самыми влиятельными людьми города, и ряженые бандиты, беспардонная деревня и городские, держащиеся за свои места. Русские посмеиваются над украинцами, а фальшивящий тамада притесняет престарелых гостей. В этот раз – как утверждают титры, и в реальности тоже – кого-то убили. Сценаристы (режиссер «Вия» Ершов и написавший «Зонтик для новобрачных» Рамиз Фаталиев) настаивали: всему виной была водка. Все же «Обвиняется свадьба» задумывалась студией Довженко, как пропаганда антиалкогольной кампании Горбачева.

Наблюдатель. 1987. 91 мин. СССР. Реж. Арво Ихо
В центре сюжета эстонского режиссера Арво Ихо — конфликт видавшей виды русской лесничей и эстонского «научника» орнитолога. Все действие происходит в абстрактном северном заповеднике где-то у моря. Лодка одна, дом один, а людей двое — мужчина и женщина разных классов и возрастов. Их характеры, конечно, несовместимы. Ихо, к тому моменту уже поработавший с Тарковским на «Сталкере», а через три года похоронивший Маргариту Терехову в образе нимфоманки и алкоголички в «Только для сумасшедших», прекрасно умеет аккумулировать саспенс и чередовать одержимость с ненавистью. Герои угрожают друг другу, стреляют друг в друга, заботятся друг о друге и занимаются сексом. Точно иностранец, вдохновленный тогдашней русской культурой, режиссер заполняет саундтрек частушками вперемешку с песнями Пугачевой, а борцов с советской системой наделяет истинно геройскими романтическими качествами.

Воскресный день в аду. 1987. 98 мин. Реж. Витаутас Жалакявичюс, Альмантас Грикявичюс, Автандил Квирикашвили
1944 год. Русский и литовец сбегают из концлагеря и попадают на приморский пляж, в зону отдыха эсэсовцев. Один идеально говорит по-немецки, другой знает на нем несколько фраз. На пляже они проводят день: ищут одежду и еду, вынужденно общаются. Одного из героев пытается соблазнить 23-летняя Ингеборга Дапкунайте в нарядном платье и военной фуражке СС, отвечающая всем критериям нацэксплотейшена. Заканчивается всё советской бомбежкой. Предпоследний экзерсис Витаутаса Жалакявичюса, одного из наиболее радикальных советских прибалтийских режиссеров, стал его вторым обращением к теме войны после культового «Никто не хотел умирать» 1965 года, но контраст между ними примерно такой же, как между первой и второй частями «Утомленных Солнцем» Михалкова. Мизантропические настроения постаревшего автора идеально совпали с не менее мизантропическим пылом перестройки.

Приют для совершеннолетних. 1987. 91 мин. СССР. Реж. Геннадий Базаров
Геннадий Базаров был самым неподконтрольным режиссером студии «Киргизфильм», его фильмы годами лежали на полке и часто не выходили в прокат. «Приют для совершеннолетних» — это выпущенный на закате эры горбачевского «сухого закона» сюрреалистический манифест трезвости, в котором пансионат — полноценный герой. В бывшем оазисе курортных удовольствий теперь алкодиспансер. Центральный нерв фильма — моральное беспокойства мягкотелого и интеллигентного заведующего Акимыча, неспособного примириться с горькой и сильно нетрезвой действительностью окружающей жизни. Тем не менее приют демократичен и ежедневно выпускает алкоголиков на волю или позволяет переходить им на лечение на дому. В фильме практически нет профессиональных актеров — Базаров сам собирал своих героев по вытрезвителям. Но, несмотря на предельно серьезную интонацию агиткино, «Приют для совершеннолетних» смотрится сегодня странно и эксцентрично.

Ступень. 1986. 79 мин. СССР. Реж. Александр Рехвиашвили
Молодой Алекси уходит от отца с мачехой и снимает комнату в обжитой квартире со странными свойствами. Она полна барахла и народа, а в подвале растут грибы. Протагонист пытается устроиться на работу биологом и безрезультатно ходит по собеседованиям. Грузинский режиссер Александр Рехвиашвили как бы передает свое видение смутного времени. Это третий фильм Рехвиашвили, после которого он исчезнет с киногоризонта, периодически выпуская фильмы, которые не видел, кажется, никто, кроме круга его друзей. В перестройку Грузию нельзя было назвать страной, богатой кино, и значимые фильмы, вышедшие за эти годы ограничиваются «Ступенью» и «Приключением молодого композитора» Шенгелая. Оба — политические, и оба подтрунивают над «Покаянием» Абуладзе. Сегодня «Ступень» расцветает новыми красками и напоминает азиатское медленное кино, магический реализм и фильмы португальских режиссеров из нулевых одновременно.

Меня зовут Арлекино. 1988. 134 мин. СССР. Реж. Валерий Рыбарев
Первая роль Олега Фомина оказалась его главной ролью. Режиссер Рыбарев, едва ли до этого примечательный, в разгар перестройки выпустил на «Беларусьфильме» одну из самых внушительных картин о шпане и трудной молодежи эпохи. Она показывала изнасилование на экране, романтизировала героев-фашистов в противовес мажорам и заканчивалась считываемым оммажем «Калине красной», до боли напоминала «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика (особо не уступая ему кинематографически). Здесь Советский Союз впервые увидел хиппи и наци, которых остригали и лупили герои, выходцы из рабочих семей, совсем без ума, но зато с добрым сердцем. Валерий Рыбарев проводил пробы по ночным дискотекам, и наравне с профессиональными актерами в его фильме сыграли реальные представители субкультур. Пролежав год на полке и выйдя в 1988 году синхронно с «Маленькой Верой», «Меня зовут Арлекино» собрал в прокате 42 миллиона зрителей и, конечно, моментально стал культовым – пусть и незаслуженно позабылся.

Братан. 1991. 93 мин. СССР. Реж. Бахтиер Худойназаров
Дебют покойного классика нового русского кино Бахтиера Худойназарова снят на его родине в Таджикистане и вроде бы как про себя, но особенно напоминает мягкое американское инди-кино про тинейджеров, от раннего Линклейтера до недавней «Середины девяностых» Хилла. Два брата, подросток и карапуз, уезжают от бабушки и скитаются по бедствующей таджикистанской провинции. Старший из них, внезапно оказавшись главой семейства, хочет оставить младшего у бросившего семью отца. Снятый еще до этапного «Кош ба коша» «Братан» полон живой горечи и эмпатии к каждому из героев и кажется самым естественным и живым в фильмографии Худойназарова. Смотришь на кишлаки — а видишь свое вроде как обеспеченное столичное детство. Кризисная обстановка оказывается декорацией для этапных сомнений детства и обычной любви, и потому не пугает, а завораживает.

Сиз ким сиз? (Кто ты сам?). 1989. 87 мин. СССР. Реж. Джаник Файзиев
«Этот фильм опрокидывает зрителей в отечественный андеграунд. Все вроде бы напоминает обычную "чернуху" — с бомжами, алкашами-работягами. С псевдоинтеллигентом и псевдосексотом... Поездка на старой машине сталкивает персонажей фильма с абсурдистской тупостью административной системы. Однако все это погружено в атмосферу иронической стилизации с намеками то на Феллини, то на Серджо Леоне, то еще на что-то весьма далекое от узбекской жизни». Так писал киновед Александр Федоров после выхода фильма. С того момента изменилось очень многое. В частности, режиссер Джаник Файзиев стал наравне с Тимуром Бекмамбетовым одним из крупнейших российских продюсеров и режиссеров блокбастеров и сериалов. «Сиз ким сиз» был его визиткой в профессии. Тем важнее для нас показать его первый, вызывающий и полный амбиций фильм, снятый за бесценок на «Узбекфильме».

Игра с неизвестным. 1988. 87 мин. СССР. Реж. Петр Солдатенков
Киноконцерт по заявкам, снятый на студии Довженко и отразивший все безумие перестроечного телевидения и эстрады. Под предлогом посвящения покойному Башлачеву всех знакомых авторам бардов и песенников собирают на кустарный фестиваль где-то под Киевом. Лайн-ап напоминает сегодняшнюю «Дикую мяту». Все поют. Помимо молодого Шевчука, в программе имеются афганские песенники. Куда же без перестроечного безумия!