Синематека: пересматривая советское кино




С 21 августа по 25 сентября в Звезде, Факеле и Юности пройдет программа «Пересматривая советское кино. Выбор современных гуманитарных исследователей», организованное совместно с платформой сигма. Вы сможете не только посмотреть несправедливо забытые советские фильмы, но послушать их интерпретации и анализ от философов, искусствоведов, литературных критиков и психоаналитиков.

Кураторы: Кирилл Роженцов, Алексей Артамонов

Все фильмы будут показаны с пленки 35 мм из Синематеки Москино.

ЗВЕЗДА
21 августа 20:30

Премия. 1974. 89 мин. СССР. Режиссер Сергей Микаэлян. 12+
Лектор: Денис Сивков. Философ и антрополог, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии Института общественных наук РАНХиГС.
Регистрация

ФАКЕЛ
28 августа 20:20

Ленин в 1918 году. 1939. 130 мин. СССР. Режиссер Михаил Ромм. 0+
Лектор Борис Клюшников. Искусствовед, преподаватель кафедры кино и современного искусства РГГУ, преподаватель школы мультимедиа и фотографии им. Родченко, преподаватель института БАЗА, основатель лаборатории художественной критики образовательной программы Винзавод.
Регистрация

ЮНОСТЬ
4 сентября 19:00

Комиссар. 1967. 109 мин. Режиссер Александр Аскольдов. 6+
Лектор: Михаил Страхов, психоаналитик, член Всемирной психоаналитической ассоциации, преподаватель Лаборатории психоанализа лакановской ориентации ИСИН ММУ.
Регистрация

ЮНОСТЬ
11 сентября 19:00

Исполняющий обязанности. 1973. 83 мин. СССР. Режиссер Ирина Поволоцкая. 0+
Лектор: Игорь Гулин. Литератор, критик, книжный обозреватель журнала «Коммерсантъ-Weekend», редактор литературного журнала «Носорог», выпускник историко-филологического факультета РГГУ.
Регистрация

ЗВЕЗДА
18 сентября 20:30

Жена керосинщика. 1988. 101 мин. СССР. Режиссер Александр Кайдановский. 18+
Лектор: Наталья Серкова. Философ, теоретик искусства, сооснователь проекта о современном искусстве TZVETNIK.
Регистрация

ФАКЕЛ
25 сентября 18:30

Война и мир: Наташа Ростова. 1966. 100 мин. СССР. Режиссер Сергей Бондарчук. 12+
Лектор: Йоэль Регев. Философ, автор книг «Коинсидентология: краткий трактат о методе» и «Невозможное и совпадение», преподаватель Европейского университета в Санкт-Петербурге.
Регистрация

Премия. 1974. 89 мин. СССР. Режиссер Сергей Микаэлян. 12+
В производственной драме «Премия», снятой по пьесе Александра Гельмана «Протокол одного заседания», рассказывается о скандале в строительном тресте: бригада бетонщиков Потапова в полном составе отказалась получать премию. Рабочие считали, что она получена ими незаслуженно в процессе корректировки плана и вследствие плохой организации работы на предприятии. Поступок бригады становится предметом разбирательства на парткоме, и картина наглядно показывает, как в процессе споров и расследования социальный порядок конструируется через столкновение различных ценностей и ритуалов. Фильм интересен не столько репрезентацией коммунистических идеалов, социалистического соревнования и плановой экономики в действии — в нем можно увидеть, как именно изобретается общество.


Ленин в 1918 году. 1939. 130 мин. СССР. Режиссер Михаил Ромм. 0+
«Ленин в 1918 году» был снят во время активного переосмысления послереволюционных событий. В фильме Михаила Ромма создается переход от монументального изображения Ленина к более простому, но развивающемуся образу. Такая радикальная перемена в трактовке образов правителей СССР заставляет заново поставить вопрос о роли, которую они сыграли в истории мирового марксизма. Означает ли художественное воплощение Ленина и Сталина формирование идеологического «культа личности»? Или политическое воображаемое переходных 30-х годов, выраженное в фильме, позволяет критически отнестись к самой этой концепции?

Комиссар. 1967. 109 мин. Режиссер Александр Аскольдов. 6+

Гражданская война, глубокая провинция. Удивительный момент вневременья и безвластия, когда город занимают то красные, то белые, порядок не успевает установиться и лишь террором стирает следы своего предшественника. А немного «мирной» жизни можно глотнуть в моменты ухода одних и прихода других. Вопреки потере всех ориентиров, когда бессмыслие правит бал, главная героиня, комиссар красной армии, вдруг становится матерью. И если природа «женщины» ей не оставляет выбора, то человеческая природа этот выбор заставляет сделать. Перед зрителями он предстает как драма — а бывает ли иначе? И где больше человеческого, в мадонне Гражданской войны или в бессмысленном слове «комиссар»?

Исполняющий обязанности. 1973. 83 мин. СССР. Режиссер Ирина Поволоцкая. 0+
Бригада архитекторов проектирует большой проспект, однако на пути оказывается небольшая избушка, в которой должен открыться Музей революционной поэзии. Здесь сталкивается два образа будущего — прагматическое и революционное, будущее-настоящего и будущее-прошлого. И этот временной узел оказывается испытанием, в котором измеряются герои.
Вторая картина Ирины Поволоцкой по сценарию Александра Червинского, производственная драма «Исполняющий обязанности» — не самый известный фильм 70-х. У него нет статуса «знаковой картины», однако в нем сгущаются многие важнейшие для времени мотивы. Это характерный для эпохи застоя фильм-компромисс: конечный результат в нем ощутимо отличается от задумки, заметны швы и недоговоренность. Однако в этом стесненном мире разочарования Поволоцкая разыгрывает светлую, лирическую партию — историю внезапного вторжения идеалистического будущего.


Жена керосинщика. 1988. 101 мин. СССР. Режиссер Александр Кайдановский
Просмотр художественного фильма может быть в разной степени «удобен» зрителю. Безусловно, степень такого «удобства» относится к субъективному опыту каждого, но едва ли кто-то станет жаловаться на сложную драматургию фильмов про супергероев или настаивать на развлекательном потенциале фильмов Альберта Серра. «Неудобство» зрителя от усвоения культурного продукта — метод, изобретенный художниками в ХХ веке и до сих пор пользующийся уважением у многих из них. Потенциал такого подхода оспаривается и обсуждается, но, вероятно, единственное, о чем можно сказать наверняка — это то, что он становится грибком и ржавчиной на теле любого культурного продукта как средства сообщения и превращает его в нечто плохо читаемое и тяжелое для переваривания. «Жена керосинщика» — прекрасный образец фильма-«неудобства». После того, как ржавчина проела все стенки, остается вопрос — если искусство, подобное этому фильму, перестает быть средством сообщения, то чем же оно все-таки может являться и как может работать?

Война и мир: Наташа Ростова. 1966. 100 мин. СССР. Режиссер Сергей Бондарчук. 12+
Образ-анекдот — специфический способ существования кино в СССР: сущности, населяющие пространство экрана, оказываются наделенными особого рода жизнью-после-жизни в раю и аду юмористического. Фильмов, про героев которых рассказывают анекдоты, не так много — их можно перечислить по пальцам: «Чапаев», «Семнадцать мгновений весны», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», а также некоторые мультфильмы. В этом ряду «Война и мир» Бондарчука занимает особое место: его героиня Наташа Ростова становится персонажем анекдотов в паре с поручиком Ржевским, героем другого фильма, тоже посвященного войне 1812 года, — «Гусарской баллады». Рассмотрение фильма Бондарчука в контексте этого специфического превращения-в-анекдот позволяет пролить свет на особенности образа-анекдота в целом.