5-й Московский еврейский кинофестиваль




С 24 по 30 июня в Звезде и Космосе пройдет 5-й Московский еврейский кинофестиваль, где будут показаны художественные и документальные картины, а также два блока короткого метра.

Среди героев – создатель студии Universal Карл Леммле, хип-хоперы, маленький большой человек Бенджамин Ференц, который давал показания против нацистских преступников в Нюрнберге, бригада скорой помощи, состоящая из женщин-хасидок, сбежавшая от нацистов бабушка-дэс-металлистка и много других интересных людей.


ЗВЕЗДА
24 июня 18.30

Преследование зла: необычайный мир Бена Ференца. 2018. 83 мин. США. Реж. Барри Аврич. 18+
После показа состоится Q&A
Купить билет

24 июня 20.30
Карл Леммле. 2019. 90 мин. США. Реж. Джеймс Л. Фридман. 18+
После показа состоится Q&A
Купить билет

25 июня 19.30
Красная корова. 2018. 90 мин. Израиль Реж. Цивия Баркай 12+
Купить билет

25 июня 21.00
Здесь и сейчас. 2018. 90 мин. Израиль. Реж. Роман Шумунов. 16+
Купить билет

26 июня 18.45
Вальс Вальдхайма. 2018. 93 мин. Австрия. Реж. Рут Беккерман. 12+
После показа состоится Q&A
Купить билет

27 июня 21.00
93-я Королева. 2018. 85 мин. США. Реж. Пола Эйзелт. 12+
Купить билет

28 июня 18.00
1-й блок художественных короткометражных фильмов. 92 мин. США, Швеция, Израиль, Франция, Канада. 18+
Купить билет

29 июня 19.00
2-й блок документальных короткометражных фильмов. 85 мин. США, Израиль. 18+
Купить билет

29 июня 21.00
Седер-Мазохизм. 2018. 78 мин. США. Реж. Нина Пэйли. 18+
После показа состоится Q&A
Купить билет

КОСМОС
30 июня

Закрытие фестиваля.
19:00 Церемония награждения
20:00 Показ фильма
Бесславные ублюдки 2009. 153 мин. Германия, США. Реж. Квентин Тарантино. 18+
Купить билет


Бесславные ублюдки 2009. 153 мин. Германия, США. Реж. Квентин Тарантино. 18+
Действие картины разворачивается во времена Второй мировой войны в оккупированной Франции. Лейтенант Альдо Рейн решает создать специальный отряд, сформированный из американцев еврейского происхождения, который путем убийств и террора собирается подорвать боевой дух вермахта. Фильм взял огромное множество наград, среди которых Золотой глобус, премия Британской киноакадемии, премия Оскар.

Красная корова. 2018. 90 мин. Израиль Реж. Цивия Баркай. 12+
17-летняя Бенни живет в еврейской общине на Западном берегу и находится под чрезмерным влиянием набожного отца, мессианского иудея, который почти сошел с ума на почве поисков красной коровы, упомянутой в Торе. Девушка находит для себя отдушину в запретных лесбийских отношениях с подругой. Режиссерка Цивия Баркай Яков заявила, что история, показанная в фильме, почти целиком автобиографична.

Вальс Вальдхайма. 2018. 93 мин. Австрия. Реж. Рут Беккерман. 12+
Фильм об «альтернативной правде» и о том, как бесчестный человек может получить власть. Режиссёр документирует весь процесс раскрытия тайн военного прошлого Курта Вальдхайма, Генерального секретаря ООН. Когда он баллотировался в президенты Австрии, Всемирный еврейский конгресс выдвинул против него череду обвинений. Австрийская политическая верхушка все отрицала, последовали всплески антисемитизма и патриотизма, и в итоге он был избран на руководящую должность. Фильм создан на уникальных материалах и кадрах, снятых самой Бекерманн во время акций протеста 1986 года.

Карл Леммле. 2019. 90 мин. США. Реж. Джеймс Л. Фридман. 18+
Детальная история жизни Карла Леммле, предприимчивого немецкого иммигранта еврейского происхождения, который создал знаменитую студию Universal. Леммле был одним из первых директоров, кто не побоялся нанимать женщин на роли режиссеров, операторов и сценаристов. Он вывел Дракулу и Франкенштейна на большой экран и спас сотни евреев от настоящего монстра. Во время Второй Мировой он помогал евреям бежать и находил для них работу, а ради укрепления идей мирного сосуществования экранизировал роман Ремарка «На Западном фронте без перемен», чем сильно разозлил Гитлера. Джеймс Л. Фридман выступил режиссером и продюсером получившего признание критиков документального фильма «Гликман» на HBO (исполнительный продюсер – Мартин Скорсезе). «Карл Леммле» – его вторая картина.

Здесь и сейчас. 2018. 90 мин. Израиль. Реж. Роман Шумунов. 16+
Андрей живет со своей семьей иммигрантов в трущобах города Ашдода и пытается ассимилироваться в израильском обществе. Вместе с тремя лучшими друзьями он создает хип-хоп-группу. Они мечтают принять участие в конкурсе, но этому препятствует сложная ситуация в семье Андрея: его отец надолго попадает в больницу, оставив младшую дочь на попечение старшего брата, к тому же Андрею нужно выплачивать ипотеку. Режиссёр фильма Роман Шумунов, сам переехавший в Израиль в юности, анализирует проблемы ассимиляции и пытается разгадать загадку русского менталитета.

93-я Королева. 2018. 85 мин. США. Реж. Пола Эйзелт. 12+
История безупречной работы судьи Рахель (Рухи) Фрейер, которой удалось основать первую бригаду скорой медицинской помощи в Бруклине, состоящую из одних женщин, преимущественно хасидок. Название фильма «93Queen» – позывной радио-код, который был присвоен «Эзрат Нашим», женскому корпусу медицинской помощи.

Седер-Мазохизм. 2018. 78 мин. США. Реж. Нина Пэйли. 18+
Нина Пэйли превратила празднование Пасхального Седера, традиционной еврейской трапезы накануне Песаха, в иронический мюзикл. Во время трапезы за столом рассказываются истории об Исходе евреев из египетского рабства. Нина дает свою трактовку этих историй, с танцами и пением хитов от Армстронга до Далиды. Но у этого сюжета есть еще одна сторона – феминистская. Древние богини танцуют, вопрошая: почему забыли о нас, почему Богом называют только мужчину?

Преследование зла: необычайный мир Бена Ференца. 2018. 83 мин. США. Реж. Барри Аврич. 18+
Не каждый день встречаются люди, которые сделали для истории столько же, сколько главный герой фильма Бенджамин Ференц. Сегодня ему 99 лет, и он чуть выше 150 см. В свое время именно этот маленький человек сделал большое дело, приняв участие на слушаниях по самому громкому делу об убийствах в современной истории. Зал суда, на котором он выступал, находился в Нюрнберге, на скамье подсудимых сидели нацисты, которых обвиняли в хладнокровном убийстве более миллиона мужчин, женщин и детей. Ференц - последний из доживших до сегодняшнего дня обвинителей в деле против офицеров СС.


1-й блок художественных короткометражных фильмов. 92 мин. США, Швеция, Израиль, Франция, Канада. 18+


Дивижн-авеню. 2019, 14 мин. США. Режиссер Тамар Глезерман
Мексиканские девушки-гастарбайтеры стоят у дороги и надеются найти работу. Одной из них, Фернанде, везет. Её наймут в хасидскую семью, где хозяйка, молодая мама Нечама, обнаружит, что уборщице не платит еврей-шовинист из кадрового агентства. Объяснившись на плохоньком английском, Фернанда вместе с новообретенной подругой добьется если не справедливости, то хотя бы отмщения обидчику. Взаимопонимание, как и полагается, окажется сильнее классового деления общества.

Травелог Тель-Авив. 2017, 7 мин. Швеция. Режиссер Самюэл Патти
Этот короткий мультфильм словно нарисован карандашом в блокноте на бегу как смазанные туристические фотографии Тель-Авива, снятые по пути из одного клуба в другой. Увидев город впервые и мельком, 26-летний дебютант Самюэл Патти, берлинец, полгода проживший в Тель-Авиве, смог точно ухватить суть второго по численности города Израиля. Потрясающе живые и в то же время исполненные буквально парой точнейших карандашных штрихов образы молодого, бьющего энергичностью по голове города, который ни на секунду не забывает ни о прошлом, ни о войне в настоящем.

Шмелки. 2018. 20 мин. Израиль. Режиссер Раанан Розенбаум
Абсурдистская трагикомедия: кукла Шмелки (что-то вроде иудейской версии героев «Маппет-шоу») проходит через традиционный для комедийных актеров кризис самоидентификации: мнит себя большим драматическим артистом, не хочет больше петь в детской передаче песенку про шаббат и мицвы, а хочет играть в жутком моноспектакле, им же написанном. Когда у него не получается отказаться от прилипшего амплуа, Шмелки впадет в отчаяние, пока вся страна, воспитанная на его нехитрых передачах, не скажет ему: «В нашем сложном мире избранному народу очень нужна фиолетовая кукла, рассказывающая про мицвы».

Звезда, вышитая вручную. 2018. 9 мин. Франция Реж. Ребекка Венграу
Французская лаконичная ретро-драма о прекрасном семейном дне, проведенном в летнем парке, залитом солнцем. Пусть в кадре не произнесут ни единого слова (папа лишь будет разучивать с дочкой песенку на идише), пока мама будет молча пришивать на одежду шестиконечные звезды, и без старого черно-белого семейного снимка на титрах понятно, что это картина наполнена предчувствием катастрофы Шоа.

Ома. 2017. 9 мин. США, Канада. Реж. Даниэлла Раббани
Внучка-нонконформистка с выбритыми висками и пирсингом приезжает в дом престарелых снимать документальный фильм о бабушке-скандалистке, пережившей Холокост и Освенцим. Их разделяет больше полувека, их объединяет непримиримость, но они смогут найти общий язык. Эта камерная разговорная драма о диалоге через два поколения утверждает: пока ты споришь, пока ты не соглашаешься, пока ты кричишь — ты жив(-а). В роли внучки — режиссер фильма Даниэлла Раббани (снималась в небольших ролях в сериале «Американцы» и фильме «Восемь подруг Оушена»).

Молитва. 2017. 14 мин. США. Режиссер Алон Бортен
Нью-Йорк, наши дни. Майя выходит замуж за первого мужчину, с которым она начинает встречаться. Весь фильм — это их прочувствованный разговор о том, что Майя не успела определиться, кто она есть на самом деле, разговор о разнообразии и непредсказуемости человеческой сексуальности, наконец, о месте ЛГБТ в традиционном иудейском мировоззрении.


2-й блок документальных короткометражных фильмов. 85 мин. США, Израиль. 18+


Жизнь через объектив. 2016. 12 мин.
США. Режиссер Джеффри Левенсон, Ронет Левенсон

Прочувствованный монолог фотографа Роберта Цукермана, много работавшего в кино (он рассказывает, как одними из первых его работ стали фотографии со съемочной площадки фильма «Тренировочный день» с Дензелом Вашингтоном, которому эта работа принесла «Оскар») и снимавшего портреты знаменитостей уровня Арнольда Шварценеггера, Сэмюэля Джонсона и Брюса Уиллиса. Позже он узнал, что у него APBD, болезнь полиглюкозановых телец, настолько неизвестная, что о ней нет даже статьи в русской Википедии. Фильм создан для того, чтобы распространить информацию о APBD.

Сын моего отца. 2018. 32 мин. Израиль. Режиссер Гиллель Рейт
В центре этого фильма — двое удивительных героев. Непонятно, как режиссеру Гилелю Рейту удалось убедить их, чтобы они подпустили камеру так близко, пригласили съемочную группу в дом и рассказали самое сокровенное. Моше Мишурис, 37-летний одинокий ашкеназ, переехавший вместе с отцом из России, живет в крохотной квартире вместе с престарелым отцом. Их основной доход — пожертвования зрителей их YouTube-канала об иудаизме на русском языке.

Всегда открыто. 2018, 17 мин. Израиль. Режиссер Шира Това Биллиг
16-летний Эйтан хочет жить в Амоне, где он и родился, но эта территория еще спорная. Он как упорный сквоттер строит там вместе с друзьями дом из камней, но его разрушает полиция. О том, можно ли жить в своей стране там, где хочешь и можешь, о том, что делает место домом и о самом ощущении того, что находишься дома, — в фильме «Всегда открыто», название которого красноречиво описывает дом мечты Эйтана.

Бабушка death metal. 2018, 13 мин. США. Реж. Ли Галант
Героиня документального фильма, опубликованного американским изданием The Atlantic, — 97-летняя Инге Гинсбург, сбежавшая от нацистского режима через горы в Швейцарию, после войны переехавшая вместе с мужем Отто в Голливуд, писавшая с ним музыку (в том числе песню Дина Мартина Try Again). В наши дни она подается на передачу «Америка ищет таланты», где исполняет очень тяжелую музыку в жанре хеви-метала и таким образом хочет передать миру свою жизненную мудрость, а заодно повеселиться, как только это возможно в ее возрасте. Жизнеутверждающая картина снята совершенно без скидок на возраст Инге и этим внушает уважение.

Шаббат в Wendy's. 2017. 10 мин. США. Режиссер Рейчел Майерс
Фильм документирует трогательную районную традицию, по которой пожилые евреи съезжаются на шаббат и празднуют его прямо посередине фастфуд-ресторана Wendy’s. Сначала этому пытались противостоять работники заведения, но упорные бабушки и дедушки вызвали менеджера, и он разрешил им занять несколько столов, чтобы послушать раввина (как он утверждает, он самый пожилой практикующий раввин во всех штатах США), преломить халу и поесть бургер безо всякого бекона и картошку фри всего за четыре доллара.