Миндадзе: режиссер




С 26 по 28 апреля в Звезде пройдет ретроспектива режиссерских работ Александра Миндадзе, которого у зрителей будет возможность поздравить с юбилеем при личной встрече на обсуждении картины «Милый Ханс, дорогой Петр».

Александр Миндадзе — уникальная фигура не только для российского, но и для мирового кино. Один из самых известных кинодраматургов 1970-1990-х годов, в соавторстве с режиссером Вадимом Абдрашитовым он создал одиннадцать фильмов, в которых экзистенциальный кризис отдельного человека синхронизируются с кризисом и гибелью советской цивилизации. Слишком сложные для советской цензуры, проходившие через ее решето, вещающие как будто на других, еще не открытых волнах, эти фильмы и сегодня передают нам зашифрованное сообщение из навсегда утраченного времени. Как многолетний симбиоз Миндадзе с Абдрашитовым не имеет аналогов в истории мирового кино, так и переход Миндадзе в новую ипостась трудно с чем-либо сравнивать, сколь регулярно ни случались бы режиссерские дебюты сценаристов. Уже в первой своей самостоятельной работе — картине «Отрыв» (2007) — Миндадзе заявил о себе как о предельно современном режиссере-новаторе, способном создавать не только безошибочно узнаваемый литературный текст, но и собственный киноязык. Человек в конце утопии и человек в состоянии катастрофы — вот темы первых трех его режиссерских работ; четвертая — более камерная драма «Паркет» — скоро будет завершена и, возможно, станет еще одной неожиданной трансформацией этого автора.

ЗВЕЗДА
26 апреля, 20:00

Отрыв. 2007. 83 мин. Россия. Реж. Александр Миндадзе. 16+
Купить билет

27 апреля, 18:30
Радиация и кино: как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу. Мария Кувшинова о творчестве Александра Миндадзе.
Лекция в фойе кинотеатра.
Регистрация

27 апреля, 20:00
В субботу. 2011. 99 мин. Россия, Германия, Украина. Реж. Александр Миндадзе. 16+
Купить билет

28 апреля, 15:30
Встреча с режиссером в фойе кинотеатра
28 апреля, 16:00
Милый Ханс, Дорогой Петр. 2015. 124 мин. Россия. Реж. Александр Миндадзе. 16+
Купить билет


Отрыв. 2007. 83 мин. Россия. Реж. Александр Миндадзе. 16+
Фильм-предвидение, вобравший в себя ощущения от всех прошлых и будущих постсоветских техногенных катастроф, режиссерский дебют Александра Миндадзе, который первые критики сравнивали с картинами Дэвида Линча и румынской «новой волной». Почти сновидческое повествование о последствиях падения пассажирского самолета, в котором убитые горем родственники петляют в окрестностях аэропорта, проникая в отряд пилотов, преследуя призраков и пытаясь разгадать загадку крушения собственных жизней.

«Радиация и кино: как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу».Мария Кувшинова о творчестве Александра Миндадзе.
Радиация и кинематограф вошли в жизнь человека одновременно: в 1895-м году Рентген открыл свои лучи, а братья Люмьер провели первый публичный киносеанс на бульваре Капуцинок. Радиоактивное излучение проникло в кинематограф еще перед Второй мировой войной, но до атомных бомбардировок Японии осталось скорее загадочным курьезом. Трагическое окончание мировой войны вдохновило японских кинематографистов на создание мутанта-Годзиллы (1954), а «Хиросима, моя любовь» (1959) Рене Клера открыло новую страницу в долгой рефлексии кинематографа по поводу невидимой угрозы, порожденной прогрессом.

В субботу. 2011. 99 мин. Россия, Германия, Украина. Реж. Александр Миндадзе. 16+
Чем дальше удаляется во времени авария на Чернобыльской АЭС, тем очевиднее ее колоссальный масштаб — и тем убедительнее оказывается попытка Александра Миндадзе снять фильм о тотальной катастрофе внутри человека, метафорой для которой и становится Чернобыль. «В субботу» — матрешка, в которой одна катастрофа запрятана в другую: реактор, взорвавшийся в главном герое, инструкторе горкома Валерии Кабыше (Антон Шагин), в итоге оказывается ядерным взрывом, уничтожившим советскую цивилизацию.

Милый Ханс, Дорогой Петр. 2015. 124 мин. Россия. Реж. Александр Миндадзе. 16+
Третья режиссерская работа Александра Миндадзе, снятая отчасти под влиянием триеровской «Меланхолии» — неожиданная смена эстетики и уход из пространства русского языка. Снятый на немецком с немецкими актерами (Марк Вашке позднее прославится ролью инфернального священника в сериале Netflix «Тьма», сюжет которого также связан с радиацией), этот фильм рассказывает об эпизоде предвоенного сотрудничества СССР и Германии: безуспешные попытки изготовить на русском заводе особую линзу сводят с ума иностранных специалистов, и в жарком летнем воздухе разливается предчувствие неотвратимой катастрофы.