От себя: Кинофорум




С 4 по 7 апреля в кинотеатре Юность пройдет цикл кинопоказов, организованный фондом V-A-C в рамках годового мультидисциплинарного проекта «Расширение пространства. Из центра». В ходе программы состоится зрительское голосование за фильмы для повторного показа в сети наших кинотеатров.

Программа называется «Кинофорум «От себя» и включает восемь фильмов от классики мирового кинематографа («Шерлок-младший» Бастера Китона, «Последний фильм» Денниса Хоппера, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, и «Крупный план» Аббас Киаростами) — до современного авторского кино («Страшная мать» Анны Урушадзе, фильм-исследование «Подселенцы» Айрис Заки, «Клык» Йоргос Лантимос и «Россия как сон» Лиги экспериментального кино). В нее также войдет сборник зарубежных короткометражных работ LUX, посвященных теме экспериментального автопортрета.

Программа показов составлена кинокритиком и куратором Кириллом Адибековым и посвящена фантазиям, снам, всевозможным проекциям себя и иной реальности, а также жанру кинематографического автопортрета.

Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

ЮНОСТЬ
4 апреля

21:00 Последний фильм. 1971.108 мин. США. Реж. Деннис Хоппер. 18+
Купить билет

5 апреля
20:00 Шерлок младший. 1924. 45 мин. США. Реж. Бастер Китон. 16+
Купить билет
21:00 Страшная мать. 2017. 107 мин. Грузия, Эстония. Реж. Анна Урушадзе
Купить билет

6 апреля
14:40 Шерлок младший. 1924. 45 мин. США. Реж. Бастер Китон. 16+
Купить билет
15:30 Последний фильм. 1971. 108 мин. США. Реж. Деннис Хоппер. 18+
Купить билет
17:35 Парад планет. 1984. 97 мин. Россия. Реж. Вадим Абдрашитов. 12+
Купить билет
19:30 Подселенцы. 2018. 70 мин. Великобритания, Израиль. Реж. Айрис Заки. 18+
Купить билет
21:00 Россия как сон. 2015. 70 мин. Лига экспериментального кино
Купить билет

7 апреля
14:00 Подселенцы. 2018. 70 мин. Реж. Айрис Заки. 18+
Купить билет
15:30 Страшная мать. 2017. 107 мин. Россия. Реж. Анна Урушадзе
Купить билет
17:30 Крупный план. 1990. 98 мин. Реж. Аббас Киаростами
Купить билет
19:30 Сборник короткометражных работ LUX
Купить билет
21:15 Клык. 2009. 97 мин. Греция. Реж. Йоргос Лантимос. 18+
Купить билет

Последний фильм. 1971. 108 мин. США, Мексика. Реж. Деннис Хоппер. DCP
Головокружительный успех «Беспечного ездока», снятого Деннисом Хоппером и Питером Фондой в 1969 году, убедил студию Universal, что независимые проекты могут быть прибыльнее спродюсированных в Голливуде. Получив миллион долларов и относительную свободу действий, кинематографисты отправились на юг, в Перу, где начали снимать полуимпровизированный вестерн, параллельно фиксируя на плёнку сам съёмочный процесс. Постепенно участники действа по обе стороны камеры утрачивают чувство реальности, а фильм предстаёт не то анти-вестерном, не то мета-фильмом. Балансируя между находками французских экспериментаторов, в частности Люка Мулле, и видением (видениями) самого Хоппера, «Последний фильм» словно расчищает дорогу для кинематографа Вернера Херцога и его путешествий за край земли и безумия. В результате получилась умышленно неритмичная и поразительно талантливая картина, которая удостоилась специального приза Венецианского кинофестиваля.

Шерлок-младший. 1924. 45 мин. США. Реж. Бастер Китон. DCP
Российская премьера отреставрированной версии.
Ключевой фильм сюрреализма, снятый американцем Бастером Китоном в жанре классической авантюрной комедии. Один из самых смешных фильмов за всю историю кино, «Шерлок-младший» примечателен тем, что фиксирует точку абсолютной зрелости кинематографа. То, что до этого было непосредственным экспериментом с кинокамерой, ракурсом и монтажом, у Бастера Китона становится повествованием. Для Китона «Шерлок-младший» стал одной из первых полнометражных работ, над которой он, благодаря невероятной популярности у публики, имел полный контроль как автор гэгов и режиссёр.

Страшная мать. 2017. 107 мин. Грузия, Эстония. Режиссер Анна Урушадзе. DCP
Фантасмагорический дебют Анны Урушадзе — убедительный оммаж «Красной пустыне» Микеланджело Антониони, действие которого перенесено из индустриального итальянского пейзажа в постсоветский Тбилиси. Живущая в пригороде Тбилиси Манана — жена, домохозяйка, мать двоих детей и начинающий литератор. Тексты Мананы, — эротизированная фрустрация, вытесненные фантазии и страхи женщины в патриархальном обществе. Помимо конфликта женщины-художника с архаичным общественным укладом, где даже чуткость и забота донельзя близоруки, «Страшная мать» — это в первую очередь фильм о пересечениях реального мира и мира сновидений. Фантазиям нельзя запретить быть, а будучи вытеснены они возвращаются в куда более утрированных формах. Лауреат фестивалей в Локарно, Сараево и фестиваля «Край света» на Сахалине.

Парад планет. 1984. 97 мин. СССР. Реж. Вадим Абдрашитов. 35мм
Ключевой фильм последнего советского поколения, снятый Вадимом Абдрашитовым по сценарию Александра Миндадзе, — коллективный сон позднесоветской эпохи. Если «Солярис» Андрея Тарковского был научно-фантастическим фильмом с традиционным для высоких образцов жанра философским подтекстом, действие которого происходит преимущественно в космосе, то «Парад планет» целиком принадлежит советской реальности, но изображает её как бы во сне. Шестеро мужчин среднего возраста и разных профессий – астрофизик, грузчик, рабочий, мясник, архитектор и народный депутат – призваны на военные сборы в качестве резервистов. Выдернутые из повседневности, герои оказываются помещены в пространство игры, где их социальные роли и навыки не имеют значения. После того, как их «накрывает ракетой», отряд в полном составе выходит из игры, и начинается странное путешествие без цели и обязательств. Участник Венецианского фестиваля 1985 года.

Подселенцы. 2018. 70 мин. Великобритания, Израиль. Реж. Айрис Заки. DCP
Исследователь и режиссёр Айрис Заки устраивает поп-ап студию в местном кафе на Западном берегу реки Иордан, приглашая поселенцев поговорить о том, что такое жизнь на оккупированных территориях. «Подселенцы» — экспериментальная работа в новом для документалистики и академического сообщества жанре фильма-исследования. Предлагаемая режиссером методология во многом опирается на разработки ситуационистов. Для работы над фильмом автор, разделяющая левые убеждения, приезжает на Западный берег реки Иордан, оккупированный Израилем во время Шестидневной войны в июне 1967 года. Делая свою политическую позицию частью происходящего, она обустраивает небольшую киностудию прямо в местном кафе. На протяжении месяца Заки ежедневно приглашает всех желающих рассказать свою историю и вместе проанализировать решение обосноваться на спорных территориях.

Россия как сон. 2015. 70 мин. Россия. Лига экспериментального кино
Специальный показ в рамках киномастерской «Сны на районе». После показа состоится обсуждение с участием Андрея Сильвестрова, руководителя мастерской, и Кирилла Адибекова, куратора кинопроекта.

Коллективный фильм-сон, сделанный участниками фестиваля экспериментального кино в Канске под художественным руководством режиссёра и продюсера Андрея Сильвестрова. Снятый несколько лет назад в рамках знаменитого Канского видеофестиваля «Россия как сон» — мозаика индивидуальных видений и в то же время свободное коллективное полотно. По предложению организаторов гости фестиваля — режиссёры, художники, звукооператоры, критики и кураторы — сняли небольшие работы о сибирском городке, времени, месте, истории и кино. Затем собранные фрагменты (по сути, законченные короткометражные фильмы) были смонтированы в единый фильм и выпущены в ограниченный прокат. Участник кинофестиваля goEast 2017 года.

Крупный план. 1990. 98 мин. Иран. Реж. Аббас Киаростами. DCP
Российская премьера
Идиосинкратическая документальная трагикомедия Аббаса Киаростами о человеке, выдававшем себя за иранского режиссёра Мохсена Махмальбафа, и о том, что из этого получилось. Фильм начинается с ареста и продолжается в суде, где рассматривается иск семьи Аханха к некоему Хоссаину Сабзиану. Работа иранского режиссера Киаростами отчасти перекликается с брехтианским утверждением Жана-Люка Годара о том, что «изображение подобно свидетельству в зале суда». Фильм, весь построенный на флэшбеках, постоянно возвращается к вопросам, ответам и свидетельствам из зала суда, чтобы напомнить об условности действия как такового. Созвучность с брехтовским пониманием искусства представления прослеживается и в том, что акцент переносится с самого произведения искусства на эффект, который оно оказывает на аудиторию.
Участник кинофестивалей в Локарно, Торонто, Чикаго и Мюнхене.

Экспериментальные автопортреты
Кураторская подборка Мюриэль Тинель-Тампль из коллекции LUX

Специальный показ в рамках киномастерской «Сны на районе». После показа состоится обсуждение с участием Мюриэль Тинель-Тампль, исследователя, куратора и автора книги «Кинематографист за работой: автопортреты», Андрея Сильвестрова, руководителя мастерской, и Кирилла Адибекова, куратора кинопроекта.

Составленная из одиннадцати коротких фильмов, эта программа исследует феномен репрезентации собственного тела, истории и воспоминаний в кинематографических работах художников. Задача подборки в том, чтобы изучить взаимопересечения экспериментального кино и жанра автопортрета на примере коллекции LUX (Лондон). Один из возможных подходов состоит в различении автобиографии и автопортрета.

Все фильмы показываются в цифровом формате и в оригинальных версиях с русскими субтитрами.

Портрет с родителями (Гай Шервин, 1976, Великобритания),
Папина палка (Джон Смит, 2012, Великобритания)
Анна (Люк Фаулер, 2009, Великобритания)
Песня Ханны (Катарин Мэйнелл, 1987, Великобритания)
Близкие поверхности (Дэвид Холл, 1973, Великобритания)
Френологический автопортрет (Марианне Хеске, 1976, Норвегия)
Человек с кинокамерой (Дэвид Кроссуэйт, 1973, Великобритания)
Зенон догоняет зеро (Дэвид Кричли, 1975, Великобритания)
Мое кровавое я: искусственная красота (маска) (Грэйс Ндириту, 2006, Кения, Великобритания)
Стрелы (Сандра Лахире, 1984, Великобритания)
Личные надрезы (Санья Ивекович, 1982, Хорватия)

Клык. 2009. 97 мин. Греция. Реж. Йоргос Лантимос. DCP
Первый большой успех греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса (автора «Смерти священного оленя», «Лобстера» и недавней «Фаворитки»), лауреат Каннского кинофестиваля «Клык» наблюдает за закрытой семейной ячейкой, младшие члены которой думают, что Фрэнк Синатра — их дедушка, а зомби — это маленькие жёлтые цветы. В фильме нет сюжетных отсылок к кинематографу, но сам фильм предстаёт тотальной игрой с жёстким набором правил и ограничений. Игра здесь выступает как единственный возможный способ существования внутри автаркии. В свою очередь Лантимос, не вмешиваясь и не занимая ни одну из сторон, наблюдает за тем, как установленные правила неминуемо ведут участников к эндшпилю.

___________________________________________________________________________

“В темноте на экране возникают образы, тени или блики света, безостановочные информационные потоки. Смешиваясь с мыслями зрителей, эти образы, отделенные от своих создателей, образуют что-то новое — пространство движения и проекций, пространство фантазии, кино.

Счастливая способность отдаваться воображению, преодолевая барьер между фантастическим и реальным, неотъемлемая часть нашей повседневности. Так, вольно или невольно, мы населяем наш мир вымышленными личностями. Именно это происходит с заглавным персонажем дебютного фильма Аны Урушадзе «Страшная мать» (2017). Загнанная в социальную ячейку с предписанным поведенческим набором, Манана, домохозяйка и писательница, вынуждена проецировать себя в вымышленное пространство на стыке снов и реальностей.

Верно и обратное: мы пытаемся отыскать в персонажах самих себя, тем самым создавая всё новые проекции. Классический кинематограф во многом пользуется этим, предлагая зрителю более-менее устойчивый набор опций, в то время как экспериментальные режиссёры ищут иные подходы, заменяя воздействие на зрителя взаимодействием с ним. Что-то похожее происходит в легендарном «Последнем фильме» Денниса Хоппера (1971), снятом на волне успеха «Беспечного ездока» и вновь ставшем доступным благодаря недавней цифровой реставрации. После окончания мексиканских съёмок американского вестерна местные жители решают выйти из роли «массовки», сняв собственный фильм. Двойника отличают не только непрофессионалы в кадре и за кадром. Так, каркас из прутьев становится кинокамерой, а место целлулоидной плёнки занимает воображение.

Кинематографический портрет отличает от живописного динамикой. Движение позволяет не только проецировать себя, но и проследить развитие образа, подчеркнуть его принципиальную неустойчивость. Таким образом, мы пропускаем наше ‘я’ через воображаемые ситуации и контексты. Экран же уподобляется зеркалу: и как предмету обихода и как очевидной метафоре отражения себя, будь то миф о Нарциссе или Медузе. Специальная кураторская подборка из коллекции лондонского агентства LUX исследует жанр (авто)портрета в аудиовизуальных работах художников”
, — Кирилл Адибеков.