Синематека: Киргизское чудо




C 4 по 14 ноября в кинотеатрах Звезда, Факел и Юность пройдет ретроспектива фильмов советской студии «Киргизфильм» из коллекции «Синематеки Москино».

«Синематека Москино» — второй по величине фильмофонд в России, который содержит более 10 000 пленочных копий. Среди них есть уникальные экземпляры, не имеющие цифровой версии, и мы собираемся делиться с миром этими сокровищами.

На этот раз мы познакомим вас с феноменом «киргизского чуда» — такой эпитет придумало мировое киносообщество, когда киргизские фильмы стали получать самые престижные награды на международных фестивалях в Берлине, Локарно и Карловых Варах. Этот феномен также иногда называют «новой волной», хотя «старых» волн в Киргизии не было. Первая художественная картина на студии «Киргизфильм» была снята в 1955 году, а уже через 10 лет вышли в свет фильмы, не уступающие своим французским и итальянским ровесникам. Кстати, именно на «Киргизфильме» дебютировали Андрей Кончаловский и Лариса Шепитько.

В советское время на студии производилось до трех фильмов в год, но с началом перестройки студия стала переживать не лучшие времена. Из обилия фильмов, произведенных на киностудии, сохранились немногие, а оцифровано, к сожалению, еще меньше.

В программу вошло несколько всеми признанных шедевров. Например, «Зной» — дебют Шепитько, снятый (как и многие другие киргизские фильмы) по рассказу Чингиза Айтматова. Или «Потомок Белого Барса», получивший Серебряного Льва в Венеции в 1985 году — притча, где смешиваются фольклор и экологическая политика.

Большая часть программы — это фильмы, считавшиеся утерянными. Сегодня они в единственном пленочном экземпляре хранятся в архивах Москино. Это, например, психоделическая драма «Белый пароход», где мальчик превращается в рыбу, чтобы уплыть от жестокой реальности в глубины Иссык-куля под музыку Шнитке. Или социальная драма о каждодневном быте алкоголиков «Приют для совершеннолетних». Или истерн «Выстрел на перевале Караш» о пробуждении классового сознания у батрака Бахтыгула.

Вход свободный, по предварительной регистрации.

ЗВЕЗДА
4 ноября 18:00
Белый пароход. 1976. 101 мин. Реж. Болотбек Шамшиев. 12+
Регистрация

10 ноября 18:00
Приют для совершеннолетних. 1987. 91 мин. Реж. Геннадий Базаров. 16+
Перед показом состоится скайп-встреча с режиссером.
Регистрация

ФАКЕЛ
12 ноября 18:30
Потомок Белого Барса. 1984. 134 мин. Реж. Толомуш Океев. 12+
Регистрация

14 ноября 20:50
Восхождение на Фудзияму. 1989. 130 мин. Реж. Болотбек Шамшиев. 16+
Регистрация

ЮНОСТЬ
5 ноября 19:30
Красное яблоко. 1975. 83 мин. Реж. Толомуш Океев. 16+
Регистрация

13 ноября 19:20
Зной. 1962. 84 мин. Реж. Лариса Шепитько. 16+
Регистрация

Белый пароход. 1976. 101 мин. Реж. Болотбек Шамшиев. 12+
В горном лесу вдалеке от цивилизованного мира живет семья. Дед Мамун заменяет мечтательному мальчику отца-капитана, богач Ораскул избивает безропотную жену, старуха ворчит, молодые стараются жить, несмотря на «временные трудности». Каждый день мальчик, мечтающий стать рыбкой, забирается на гору, ждет и смотрит в бинокль на белый пароход, там его папа. По вечерам Мамун рассказывает ребенку сказки о матери-оленихе, лесной покровительнице. Через призму народных сказаний он смотрит на окружающий его мир, полный социального неравенства. Под музыку Альфреда Шнитке лирическая повесть Айтматова превращается в психоделический калейдоскоп.

Потомок белого барса. 1984. 134 мин. Реж. Толомуш Океев. 12+
В племени Белого Барса голод. Мрут дети, будущие джигиты. По совету знахарки молодой вождь Кожожаш, преодолев льды и вьюгу, просит помощи у богатого Мундузбая, чтобы спасти свой народ от гибели. Сам того не заметив, он променяет незыблемые традиции на ружья, и в гости к едва спасенному племени вслед за индустриализацией снова постучится смерть. Эпос Океева, словно ковер, соткан из национальных традиций и народного фольклора. Барсы, которые роднятся с людьми, святая коза Кайберен и снадобья, спасающие беременных от голодной смерти. Спустя год после выхода фильм получил приз «Серебряный медведь» в Берлине за выдающиеся достижения в области киноискусства.

Красное яблоко. 1975. 83 мин. Реж. Толомуш Океев. 16+
В юности Темир любил девушку. Он не знал ее имени, зато знал, какие книги она читает. Темир наблюдал за ней в библиотеке, ходил туда, только чтобы увидеть ее, передавал записки, которые она рвала. Однажды он осмелился подарить ей добытое кровью красное яблоко, но девушка его отвергла. Прошли годы. Жена-телеведущая, маленькая дочь, которая всё-всё понимает, картины, написанные для себя, тоска, тотальное отсутствие любви. «Красное яблоко» – это квинтэссенция чувственности произведений Чингиза Айтматова, сравнимая только с чувственностью лучших фильмов Филиппа Гарреля.

Зной. 1962. 84 мин. Реж. Лариса Шепитько. 16+
Полный надежд семнадцатилетний Кемаль приезжает осваивать целину на горные территории, нетронутые советским человеком. Максимализм Кемаля сталкивается с авторитарностью бригадира Абакира. После серии «выходок» между героями разгорается война, естественно, за коммунистическую идею. Соцреалистический фильм из крайности в крайность – например, из боевика с гонками на тракторах в духе «Безумного Макса» в кино морального беспокойства. Герои киргизских фильмов 1960-х обычно относились к индустриализации с ненавистью, но одним из первых фильмом студии «Киргизфильм» стал плюющий на этнические фетиши дебют Шепитько.

Приют для совершеннолетних. 1987. 91 мин. Реж. Геннадий Базаров. 16+
Лето, озеро, диспансер. «Приют для совершеннолетних» – это хроники из жизни то ли диспансера, то ли вытрезвителя времен Перестройки, с анти-алкогольной агитацией в каждом кадре и издевательскими отсылками к впервые увиденному «Пролетая над гнездом кукушки». Главная функция таких заведений теперь воспитательная. Алкоголики беседуют о жизни в тесной курилке, смотрят телевизор, пиликают на скрипке «Strangers in the night», иногда умирают от водки на донышке побитого граненого стакана. Дети алкоголиков – инвалиды – поют эстрадные песни. А следующая за ними камера проделывает пируэты родом из фильмов Алексея Германа.

Восхождение на Фудзияму. 1989. 130 мин. Реж. Болотбек Шамшиев. 16+
Пять пятидесятилетних школьных товарищей собираются в горы с женами и пожилой учительницей. Неспешное застолье прямо под солнцем вскоре перерастает в словесную баталию, а академическое веселье – в смертоносную пьянку. Во время Второй Мировой Войны Сабыл, отсутствующий шестой товарищ, написал поэму о том, что не понимает, зачем освобождать Европу. Один из собравшихся за богатым столом тогда его сдал, стихи сожгли, автора посадили. Прошли годы, герои изменились, но споры о том, кто же предатель, не прекращаются. Горные просторы у Шамшиева – пространство, где просыпаются потаенные страхи и внутренние демоны.